#ПОМОГИМНЕ
#ПОМОГИМНЕ
Если Вы столкнулись с чем-то непонятным, угрожающим - сообщите об этом. Сообщение может быть анонимным.

Имя
E-mail
Сообщение *
Отправить
/ Социальный экстремизм как угроза внутренней безопасности государства

Социальный экстремизм как угроза внутренней безопасности государства

02.12.2020 2827
Ноябрь 2024
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

Если мы хотим достичь настоящего мира во всем мире, то начинать надо с детей.

– Махатма Ганди

Если будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли её трудом своим великим…

– Ярослав Мудрый

Были бы от зла сердца чисты, -
Не знал бы мир ни распри, ни вражды.

– Абдуррахман Нураддин ибн Ахмад Джами

Кто двигается вперёд в знании, но отстает в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд.

– Аристотель

Более яркого проявления слабости, чем террор, в мире не существует.

– Дэн Браун

Закон достойных — творить добро и не ссориться.

Правильные рассуждения ведут к правильным поступкам. Правильность ума ведёт к справедливости сердца.

– Виктор Гюго

Величие народа не измеряется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом; единственной мерой служит его умственное развитие и его нравственный уровень.

– Виктор Гюго

Человек, запомнивший слова мудрых, сам становится благоразумным.

– Абай Кунанбаев

Только разум, наука, воля, совесть возвышают человека. Думать, что можно иначе возвыситься, может только глупец.

– Абай Кунанбаев

Закон есть высшее проявление человеческой мудрости, использующее опыт людей на благо общества.

– Джонсон Сэмюэл

Наша жизнь — следствие наших мыслей; она рождается в нашем сердце, она творится нашею мыслью. Если человек говорит и действует с доброю мыслью — радость следует за ним как тень, никогда не покидающая.

– Дхаммапада

Люди ищут удовольствия, бросаясь из стороны в сторону, только потому, что чувствуют пустоту своей жизни, но не чувствуют еще пустоты той новой потехи, которая их притягивает.

– Блез Паскаль

Жизнь — это миг. Ее нельзя прожить сначала на черновике, а потом переписать на беловик.

– Антон Павлович Чехов

В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро.

– Аристотель

Человек, который ограничен в сердце и мыслях, склонен любить в жизни то, что ограничено. Тот, у кого ограничено зрение, не может видеть дальше длины одного локтя на дороге, по которой он идёт, или на стене, о которую он опирается своим плечом.

– Джебран Халиль Джебран

Два смысла в жизни — внутренний и внешний,
У внешнего — семья, дела, успех;
А внутренний — неясный и нездешний —
В ответственности каждого за всех.

– Игорь Губерман

Честь человека не во власти другого; честь эта в нем самом и не зависит от общественного мнения; защитой ей служит не меч и не щит, а честная и безупречная жизнь, и бой в таких условиях не уступит в мужестве всякому другому бою.

– Жан Жак Руссо

Военная сила может убить, но она не способна изменить ум, сердце, эмоции. Убийство одного человека делает больно его друзьям, родным, заражает гневом и желанием мести десять, двадцать человек вокруг — разве это не очевидно?

– Далай-лама XIV

Никогда не осуждайте человека, пока не пройдете долгий путь в его ботинках.

– Лао-Цзы

О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни.

– Блез Паскаль

Что дороже — славное имя или жизнь? Что умнее - жизнь или богатство? Что мучительнее — достигать или утрачивать? Вот почему великие пристрастия неизбежно ведут к большим потерям. А неуемное накопление оборачивается огромной утратой. Знай меру - и не придется испытать стыд. Умей остановиться — и не столкнешься с опасностями и сумеешь прожить долго.

– Лао-цзы

Большая часть нашей жизни уходит на ошибки и дурные поступки; значительная часть протекает в бездействии, и почти всегда вся жизнь в том, что мы делаем не то, что надо.

– Стендаль

Экстремисты боятся книг и ручек, сила образования пугает их. Ручки и книги — оружие, которое победит терроризм.

– Малала Юсуфзай
УДК343.974

Дубровская Инга Сергеевна
ассистент кафедры уголовного права и процесса,
Тюменский государственный университет

Социальный экстремизм как угроза внутренней безопасности государства

Аннотация. В статье рассматривается социальный экстремизм как вид экстремизма, понятие и признаки социального экстремизма, его отличительные черты от иных видов экстремизма. Определяется обоснование изучения социального экстремизма как явления. В статье указывается нормативная база для понимания важности и ценности выделения социального экстремизма как отдельного вида экстремизма. Также, автором анализируются понятия «общественная безопасность», «внутренняя безопасность государства и общества», в целом.

Ключевые слова: социальный экстремизм, общественная безопасность, социальная группа, свобода слова, вражда, ненависть.

Основные права и свободы человека как неотъемлемые права получили свое закрепление в документе международного уровня - во Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года[1]. На основе международных стандартов была разработана и принята Конституция Российской Федерации, в которой основные права и свободы человека и гражданина закреплены на законодательном уровне.

Конституция РФ является гарантом безопасности, как личности, так и государства в целом. Вместе с тем, можно заметить, что право на «свободу слова», порой, порождает проявления экстремизма. Зачастую, с развитием такого демократического института как «свобода слова» и бесконтрольным распространением информации в настоящее время развивается и пропаганда социального экстремизма.

Немаловажно отметить, что возможность свободно высказывать свое мнение и выступать открыто в средствах массовой информации является правом на свободу убеждений и свободу совести, которое также является одним из основных демократических постулатов. Тем не менее, в настоящее время прослеживается тенденция злоупотребления данными правами в рамках пропаганды превосходства либо неполноценности по признакам принадлежности к каким-либо социальным группам.

Соответственно, «свобода слова» должна «заканчиваться» там, где начинается экстремистская деятельность по унижению человеческого достоинства, а равно - пропаганда ненависти либо вражды по признакам половой принадлежности либо принадлежности к каким-либо социальным группам. На современном этапе развития российского общества прослеживаются: - тенденция к обострению деструктивной конфликтности; - рост социальной напряженности; - усиление агрессивности во всех сферах общественных отношений. Так, результаты социологических исследований показывают, что в стране начинает нарастать, так называемый, «махровый экстремизм» на почве воинствующего шовинизма, религиозной нетерпимости, ксенофобии, расизма и социальной конфликтности[2, с.10].

Мы считаем, что выделение социального экстремизма на доктринальном уровне как самостоятельного вида экстремизма поможет более глубоко подойти к его изучению и разработке высокоэффективных инструментов противодействия. Однако заметим, что выделение социального экстремизма на законодательном уровне нам представляется нецелесообразным, поскольку это может создать проблемы в правовой оценке видов экстремизма.

В качестве ключевых детерминант, способствующих развитию социального экстремизма, можно выделить следующие: - социально-экономические - существенное расслоение общества по уровню достатка либо по социальному положению в обществе, порождающие у значительной части его членов чувство несправедливости и социального неравенства, что провоцирует дисбаланс общественных отношений; - идеологические - состояние идеологической пустоты провоцирует наполнение идеологического пространства общества радикальными идеологиями. При этом развитие сети «Интернет» позволяет легко и свободно распространять любую идеологию, в том числе экстремистскую, в связи с чем, имеется возможность внедрения технологий управления в поведенческой сфере социума[3, с.8].

Как правило, проявления социального экстремизма, зачастую, совершаются в медиапространстве с использованием информационных технологий, из чего следует, что информационный экстремизм может рассматриваться в контексте социального экстремизма. Стоит указать на то, что практика правоприменения антиэкстремистского законодательства сталкивается с определенного рода проблемами при определении социальных групп. Так, с одной стороны, разжигается социальная ненависть либо совершаются преступные посягательства наопределенного рода социальные группы.

В то же время, представители социальных групп по общепринятым понятиям и представлениям порой ведут аморальный, безнравственный образ жизни. Более того, этот фактор является, как правило, ключевым «кредо» социальной группы. В то же время, некоторые правоприменители отмечают, что социальная группа вне зависимости от рода деятельности должна охраняться от преступных посягательств, а самосуд, также как и самоуправство, а равно – и унижение человеческого достоинства по признаку принадлежности к какой-либо социальной группе, неприемлемы. Иные правоприменители не относят антисоциальные группы к социальным группам, что, в свою очередь, затрудняет применение антиэкстремистского законодательства и защиту прав человека и гражданина от экстремистских посягательств для всех без исключения.

Мы полагаем, что защита граждан от преступных экстремистских посягательств является одной из главных задач государства и показателем высокой общественной стабильности, тесно связанной с безопасностью государства. Федеральный Закон «О противодействии экстремистской деятельности», принятый 25.07.2002 г., №113-ФЗ (ред.02.12.2019 г.)[4] дает понимание того, что именно можно считать экстремистской деятельностью. Интерпретируя законодательные положения, под социальным экстремизмом мы понимаем пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку половой принадлежности либо принадлежности к какой-либо социальной группе, а также, нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда здоровью и имуществу граждан, мотивом которых служит, в том числе, ненависть к представителям определенного пола, определенной социальной группы либо социальное происхождение потерпевших.

Раскрывая понятие «социальный экстремизм» и экстремизма в целом, следует отметить, что главными признаками экстремистских преступлений являются ненависть и вражда, что подтверждено социологическими, философскими и правовыми исследованиями. Однако мотивы ненависти все еще вызывают существенные затруднения в правоприменительной практике по делам об экстремистских преступлениях.

Так, А.Н. Трайнин предлагал следующие мотивы (побуждения) совершения преступлений: нейтральные (ревность, страх); низменные (корысть, месть, зависть, ненависть); альтруистические (сострадание, стремление помочь людям)[5, с.222].

Нет сомнения в том, что мотив совершения экстремистского преступления значительно влияет на квалификацию экстремистского посягательства для того, чтобы наиболее точно установить степень общественной опасности. Мы предлагаем понимать также под действиями, посягающими на общественную безопасность, действия по дестабилизации общественной ситуации в стране, побуждения к совершению тяжких преступлений, основанных на неприязненном отношении (низменном мотиве) в отношении какой-либо социальной группы либо половой принадлежности.

Понимание социального экстремизма как проблемы общенационального масштаба находит свое отражение и в Указе Президента РФ «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», где отмечается, что «основными угрозами государственной и общественной безопасности являются …. деятельность радикальных общественных объединений и группировок,…направленная на дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, включая инспирирование «цветных революций» а также, разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ...деятельность, связанная с использованием информационных и коммуникационных технологий для распространения и пропаганды идеологии фашизма, экстремизма, терроризма и сепаратизма, нанесения ущерба гражданскому миру, политической и социальной стабильности в обществе»[6].

Таким образом, экстремизм может проявляться по-разному - от возбуждения ненависти либо вражды среди граждан до создания бандформирований, ставящих цели изменение государственного устройства Российской Федерации. Применительно к формам экстремизма, Р.С. Тамаев выделяет три основные: политический, национальный и религиозный[7, с.12]. О.В. Кнительшот считает наиболее правильным выделение экономического, националистического, экстремизма в культурной области, религиозного и экологического экстремизма[8, с.6]. Заметим, что авторы научных работ по уголовному праву, криминологии и социологии уделяют мало внимания проблемам «социального экстремизма» либо совсем не выделяют его как отдельную доктринальную форму экстремизма.

Мы, в свою очередь, предлагаем выделять формы экстремизма в зависимости от направленности самих экстремистских действий на объекты экстремистского посягательства, закрепленные в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее - УК РФ), например: - гендерный (только по признаку пола); - расово-национальный; - религиозный; - лингвистический; - социальный и др. Стоит указать на то, что в некоторых научных источниках превалирует мнение о социальной группе и социальном экстремизме как чисто классовом явлении - экстремизм в отношении социально группы по признаку материального положения ее членов. Мы с классовой позицией отчасти согласны. Но, исходя из практического применения антиэкстремистского законодательства и отдельных статей УК РФ, посвященных преступлениям экстремистского характера, судами принято считать, что классовые признаки отнюдь не являются основополагающими в рамках интерпретации социального экстремизма.

Общество на сегодняшний день представляется огромным организмом, в котором деление происходит не только на классы, а также, общество делится по признаку материального положения, происхождения, отношения к религии, профессии, половой принадлежности, список достаточно обширен. Таким образом, практически любое различие экстремисты могут использовать для пропаганды ненависти и вражды, а равно – для унижения человеческого достоинства по признаку принадлежности к какой-либо из перечисленных социальных групп. Мы предполагаем, что выделение социального экстремизма в качестве вида преступного посягательства является очень важным для изучения этого явления.

Изучение социального экстремизма в виде явления и разновидности экстремизма поможет ответить на многие вопросы квалификации преступных посягательств, раскрыть мотивы и детерминанты преступлений экстремистского характера в отношении представителей социальных групп. Также, выделение и детальное исследование проблемы социального экстремизма поможет выработать концепцию противодействия преступлениям и преступным посягательствам именно в этой области, которые смогут помочь усовершенствовать законодательство, посвященное новым социальным угрозам безопасности государства.

Полагаем, что в рамках исследования вопросов социального экстремизма необходимо разработать механизм предупреждения и нейтрализации социальных конфликтов, приводящих к появлению и распространению экстремизма в целом. Детальное изучение личности преступников, совершивших преступления экстремистского характера в отношении социальных групп либо по признаку половой принадлежности потерпевшего, поможет выработать действенные механизмы предупреждения подобного рода преступлений. Также, изучение социального экстремизма как отдельной категории экстремизма поможет в будущем избежать некорректного применения правоохранительными органами и судами антиэкстремистского законодательства в части определения социальных групп как объектов преступного экстремистского посягательства, а также, в части понимания общественной опасности данного вида преступлений. Угроза социального экстремизма также состоит в том, что объектами преступных посягательств могут быть неопределенный круг лиц (священнослужители, врачи, представители молодежных субкультур, дети родителей определённых профессий и др.).

Учитывая, что общественные отношения развиваются колоссальными темпами, в том числе, и, благодаря средствам массовой информации, следует отметить опасность распространения социального экстремизма по признаку ненависти либо вражды в рамках общественных дискуссий, а также в интернет-пространстве, что говорит о необходимости совершенствования ряда нормативных правовых актов, регулирующих ряд общественных отношений и институтов.

Также, о необходимости выделения и изучения социального экстремизма свидетельствуют постоянный рост преступлений, имеющих экстремистский характер, основанный на социальной неприязни, нетерпимости и ненависти.

Кроме того, необходимость выделения социального экстремизма как самостоятельного вида экстремизма на доктринальном уровне обусловлена следующими факторами:
- численным ростом преступлений экстремистского характера в отношении социальных групп;
- осознанием государством социального экстремизма как самостоятельной его формы;
- преступлением, основанным на ненависти к какой-либо социальной группе, на половой принадлежности потерпевших, а также, на экстремистском мотиве, угрожает не только конкретной социальной группе, но и посягает на общественную и социальную безопасность, конституционный строй, а также на общественную безопасность, в целом.

Литература:
1. Всеобщая декларация прав человека // Российская газета. 1995. 5 апреля.
2. Галяшина Е.И. Лингвистика vs экстремизма: В помощь судьям, следователям, экспертам / Под ред. проф. М.В.Горбаневского. М.: Юридический Мир, 2006. 96 с.
3. Духовные основы противодействия идеологии экстремизма и терроризма: учебное пособие / А.Л. Анисин, Н.В. Блажевич, А.И. Числов и др.; под ред. А.Л. Анисина. Тюмень: Тюменский ин-т повышения квалификации сотрудников МВД России, 2017. 98 с
4. Федеральный Закон «О противодействии экстремистской деятельности», принятый 25.07.2002 г., №113-ФЗ (ред.02.12.2019 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. №30.Ст.3031.
5. Трайнин А.Н. Общее учение о составе преступления. М.:Госюриздат, 1957. 363 с.
6. Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016 г. № 1 (часть II). Ст.212.
7. Тамаев Р.С. Уголовно-правовое и криминологическое обеспечение противодействия экстремизму: монография. 2-е изд. М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2008. 279 с.
8. Кнительшот О.В. Система противодействия политическому экстремизму в современном российском обществе: автореф.дис. ... канд.социол.наук. Саратов: Сарат. юрид. ин-т МВД РФ, 2006. 18 с. 
Поделиться

Полезные ресурсы