#ПОМОГИМНЕ
#ПОМОГИМНЕ
Если Вы столкнулись с чем-то непонятным, угрожающим - сообщите об этом. Сообщение может быть анонимным.
Имя
E-mail
Сообщение *
Отправить
/ Исламский богослов встретился со студентами ТюмГУ

Исламский богослов встретился со студентами ТюмГУ

11.09.2019 273
Май 2020
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

Закон есть высшее проявление человеческой мудрости, использующее опыт людей на благо общества.

– Джонсон Сэмюэл

Наша жизнь — следствие наших мыслей; она рождается в нашем сердце, она творится нашею мыслью. Если человек говорит и действует с доброю мыслью — радость следует за ним как тень, никогда не покидающая.

– Дхаммапада

Люди ищут удовольствия, бросаясь из стороны в сторону, только потому, что чувствуют пустоту своей жизни, но не чувствуют еще пустоты той новой потехи, которая их притягивает.

– Блез Паскаль

Жизнь — это миг. Ее нельзя прожить сначала на черновике, а потом переписать на беловик.

– Антон Павлович Чехов

В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро.

– Аристотель

Человек, который ограничен в сердце и мыслях, склонен любить в жизни то, что ограничено. Тот, у кого ограничено зрение, не может видеть дальше длины одного локтя на дороге, по которой он идёт, или на стене, о которую он опирается своим плечом.

– Джебран Халиль Джебран

Два смысла в жизни — внутренний и внешний,
У внешнего — семья, дела, успех;
А внутренний — неясный и нездешний —
В ответственности каждого за всех.

– Игорь Губерман

Честь человека не во власти другого; честь эта в нем самом и не зависит от общественного мнения; защитой ей служит не меч и не щит, а честная и безупречная жизнь, и бой в таких условиях не уступит в мужестве всякому другому бою.

– Жан Жак Руссо

Военная сила может убить, но она не способна изменить ум, сердце, эмоции. Убийство одного человека делает больно его друзьям, родным, заражает гневом и желанием мести десять, двадцать человек вокруг — разве это не очевидно?

– Далай-лама XIV

О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни.

– Блез Паскаль

Что дороже — славное имя или жизнь? Что умнее - жизнь или богатство? Что мучительнее — достигать или утрачивать? Вот почему великие пристрастия неизбежно ведут к большим потерям. А неуемное накопление оборачивается огромной утратой. Знай меру - и не придется испытать стыд. Умей остановиться — и не столкнешься с опасностями и сумеешь прожить долго.

– Лао-цзы

Большая часть нашей жизни уходит на ошибки и дурные поступки; значительная часть протекает в бездействии, и почти всегда вся жизнь в том, что мы делаем не то, что надо.

– Стендаль

Экстремисты боятся книг и ручек, сила образования пугает их. Ручки и книги — оружие, которое победит терроризм.

– Малала Юсуфзай

Тюменский государственный университет 10 сентября принял почётного гостя – руководителя международного отдела Российского исламского университета Центрального Духовного управления мусульман России, аспиранта университета «Аз-Зайтуна» (Тунис), исламоведа, теолога Дамира хазрата Нафикова. Встреча была организована по инициативе советника ректора ТюмГУ, куратора проекта «Открытая школа права» Ольги Загвязинской при участии эксперта Экспертного научного центра противодействия идеологии экстремизма и терроризма ТюмГУ Ярослава Ильина, заместителя директора СоцГума по молодёжной политике Светланы Рачёвой и сотрудников Центра патриотического воспитания ТюмГУ.

В аудитории Института Социально-Гуманитарных наук ТюмГУ аншлаг.  На встречу с богословом пришли студенты и аспиранты ТюмГУ, а также преподаватели госуниверситета и других вузов Тюмени. Не каждый день можно задать вопросы квалифицированному специалисту в сфере исламского богословия. Участников интересовали разные темы, касающиеся жизни, любви и конечно политики. 

После приветствия, Дамир Амирович рассказал собравшимся о своей многолетней деятельности в области религиозного образования. Уважаемый гость долгие годы возглавлял мусульманскую общину города Нерюнгри Республики Саха (Якутия). Позже несколько лет преподавал арабский язык в Российском исламском университете города Уфа. Дамир хазрат стоял у истоков создания Булгарской исламской академии, которая уже второй год работает в полную силу.

Исламом Дамир Нафиков начал интересоваться ещё в детстве, которое прошло в Южной Якутии.

- Наш город Нерюнгри был многонациональным. Бок о бок жили и трудились выходцы с Поволжья, Урала, Кавказа, Украины и других регионов, и республик Советского Союза. Никогда между людьми не возникало проблем на национальной и религиозной почве. Возможно это советское воспитание, зиждившееся на идее дружбы народов, вложило в души моего поколения уважение к многообразной культуре российского народа.

Однако интерес к самобытной культуре своего народа подталкивал Дамира к изучению исторического прошлого его родины – Башкортостана, откуда он с родителями в школьные годы переехал на Север.

- Однажды с летних каникул из Башкирии мы привезли книгу «Кинзя», посвящённую Кинзе Арсланову, являвшегося одним из руководителей Крестьянской войны 1773-1775 годов. Прочитав её, я узнал, что наши предки были очень религиозными, знали восточные языки, жили по канонам ислама. Но получить более подробную информацию об исламе в то время не представлялось возможным.

Следующим этапом в познании своей религии для Дамира Амировича стала служба в армии. Сослуживцы из Дагестана рассказали своему единоверцу об основных столпах их общей веры. Будущий богослов начал совершать пятикратную молитву, посещать по пятницам мечеть города Якутска. Потом последовала учёба в мусульманской духовной семинарии города Новосибирска, где при помощи преподавателей из Сирии, Дамир хазрат в совершенстве овладел языком Корана - арабским.

 - После переезда в Уфу, моя деятельность неразрывно связана с большим арабским миром, включающим в себя 22 страны. Уже в течение шести лет я обеспечиваю участие делегаций арабских стран на международных конференциях Уфы, Казани и других городов нашей страны. Я также являюсь переводчиком-синхронистом, и практически на каждой конференции перевожу выступления арабских гостей.

Мусульманский богослов с улыбкой отмечает, что сейчас в России ему приходится быть реже, чем за границей. Основную часть времени Дамир Амирович проводит в Тунисе в древнейшем университете этой страны «Аз-Зайтуна». Там он занимается исследовательской деятельностью, пишет статьи по исламской теологии и истории, занимается переводом трудов исламских богословов древности и современности.

Выходцу из российского севера действительно есть на что посмотреть на африканском севере, есть о чём написать и рассказать собеседникам. В ходе часовой встречи, Дамир Амирович не раз подчеркнул, что отношение арабов-мусульман к своим соплеменникам христианского вероисповедания очень доброжелательное.

- Бытует мнение, что все арабы приверженцы ислама, но это не так. В арабских странах проживают порядка 15 миллионов последователей христианства. Это коренные жители, разговаривающие и молящиеся на арабском языке, но на протяжении многих веков придерживающиеся веры своих отцов. Различие в религии не мешает арабскому народу развиваться. И мусульмане, и христиане арабского происхождения вместе служат в армии, вместе защищают свою родину от внешних и внутренних агрессоров, даже вместе празднуют праздники, в том числе религиозные.

Действительно, богатые нефтью и другими полезными ископаемыми страны, в которых живут гостеприимные, добрые и отзывчивые люди! Но что же сподвигло их взяться за оружие и убивать себе подобных, разрушать церкви, мечети и синагоги?! По словам спикера, виной всему искаженные псевдоисламские идеи, распространяемые идеологами воинствующего джихадизма и такфиризма.

- Исламский мир столкнулся с тем, что в начале 20 века как грибы начали появляться различные экстремистские и террористические группировки религиозного толка новой формации, во многом отличавшиеся от тех, которые существовали до этого. Лозунги террористов: «смерть неверным!»; «за спасение мусульман!» и т.д. Но кого они называют неверными? Не только людей, которые придерживаются иных религий, но и всех, кто не согласен с их идеями. Ложь и обман террористов овладевают молодыми умами. Люди, не имеющие достоверных знаний о религии, принимают пламенные речи ораторов за чистую монету. Итогом всего этого становится то, что целые страны терпят гуманитарную катастрофу, множество беженцев покидает свои дома.

Участники мероприятия поинтересовались: «как же сделать так, чтобы подобное не происходило у нас в стране?»

- В сирийском конфликте приняли участие порядка 7-8 тысяч россиян. Эта цифра одновременно ужасает, но в то же время заставляет задуматься. К сожалению, в идеологической, информационной борьбе мы пока проигрываем. Ряд зарубежных стран выделяет огромные суммы денег для распространения идей религиозного экстремизма в государствах-оппонентах. Наша страна всегда была объектом повышенного интереса наших «партнёров», в том числе заокеанских. Наличие огромного количества информации, распространяемой деструктивными религиозными структурами в российском сегменте Интернета является тому доказательством. Я считаю, что одним из эффективных шагов в профилактике разрушительных идей на территории Тюменской области стало создание информационно-просветительского портала «Аль-Хакк», через который в мусульманской среде региона пропагандируются идеи миролюбивого, пророческого ислама. Данное направление нужно развивать.

Гостю из Уфы также был задан вопрос о многожёнстве в исламе, на что представитель Центрального Духовного управления дал квалифицированный ответ.

- Всевышний в Коране сказал: فَانْكِحُوا مَا طَابَ لَكُمْ مِنَ النِّسَاۤءِ مَثْنٰى وَثُلٰثَ وَرُبَاعَ فَاِنْ خِفْتُمْ اَلَّا تَعْدِلُوا فَوَاحِدَةً 
…женитесь на [других] женщинах, которые нравятся вам, – на двух, трех, четырех. Если же вы опасаетесь, что не сможете заботиться о них одинаково, то женитесь на одной (Сура «Женщины», 3 аят). В этом аяте присутствует лишь дозволенность на заключение брака с несколькими женщинами, но это не означает, что каждый верующий обязан делать это. Опять-таки религиозная безграмотность толкает людей на весьма глупые поступки. Женившись, мужчина должен обеспечивать свою жену всем: жильём; пищей; одеждой и так далее. Но современная тенденция такова – ещё неоперившийся студент, проживающий в студенческом общежитии заключает религиозный брак с девушкой, встречается с ней на стороне, при этом ещё, сломя голову стремится взять в жёны вторую жену. Это всё полностью противоречит духу ислама.

Общение проходило в дружелюбной и непринуждённой атмосфере. Помимо студентов и преподавателей ТюмГУ, получить консультации по вопросам исламского богословия пришли и тюменские исследователи ислама, среди которых доктор филологических наук, профессор, руководитель Центра Тюркологии ТюмГУ Алишина Ханиса Чавдатовна и ведущий эксперт Экспертного научного центра по противодействию идеологии экстремизма и терроризма Тюменского госуниверситета – профессор Александр Ярков.

Стоит отметить, что Дамир хазрат в Тюмени не впервые. С 2015 года он ежегодно посещает ежеквартальные курсы для имамов, организуемые Духовным управлением мусульман Тюменской области и Тюменским государственным университетом при содействии Комитета по делам национальностей. По словам Дамира Амировича, сейчас тюменские имамы имеют более глубокие знания по исламской теологии и юриспруденции.

- «Несомненно, это заслуга и правительства региона, и госуниверситета, и конечно же Духовного управления. Благодаря такой слаженной, совместной работе, тому вниманию, которое уделяется проблемам мусульманского сообщества региона удастся избежать многих современных проблем, связанных с межрелигиозными и межэтническими отношениями», - считает он.

Выступление Дамира Амировича вызвало большой интерес у собравшихся студентов и преподавателей, которые задали ещё немало вопросов, а и из ответов почерпнули много нового и интересного для себя. В заключении гость поблагодарил руководство университета за оказанный тёплый приём, пожелал студентам успехов в учёбе, а своим коллегам преподавателям терпения в их благородном труде.

Мнение участников

 Аспирант ТюмГУ Мухаммадсардор Муйдинов:

- Мало кому приходится пообщаться с такими людьми, как Дамир Амирович Нафиков, поэтому лично для меня это была важная встреча. Узнал для себя много нового и полезного, в частности то, что термин джихад означает в первую очередь борьбу со своими страстями, а не войну с неверными как об этом говорят радикалы. Верующий человек не возьмет в руки оружие, а будет проповедовать любовь и взаимопонимание. Очень понравилась его речь, доволен встречей.

 Екатерина Фадеева, студентка 4 курса, направления «Журналистика», института социально-гуманитарных наук:

Дамир Амирович поделился со студентами и педагогами знаниями о духовном мире ислама, рассказал о своем обучении в Тунисе и деятельности в сфере создания структуры исламского образования. 

Не дожидаясь острых вопросов из зала, он проявил инициативу и прокомментировал действия различных террористических организаций, якобы действующих по велению Аллаха: «Задачей Ислама не является обратить всех в Ислам. Цель миссионерства —вести просветительскую деятельность, прежде всего на собственном примере”. Таким образом, благие намерения Ислама никак не связанны с террористическими группировками, исповедующими псевдорелигиозные воззрения. 

Дамир Амирович так же развеял миф о том, что все арабы являются мусульманами. Среди них около 15 млн христиан: католиков и православных. Они спокойно исповедуют свою религию и не испытывают никаких притеснений. 

В завершении беседы участники пришли к мнению, что стремление к дружбе религий - залог успешного будущего, предотвращающий разногласия, конфликты и кровопролитные войны.

Олеся Григорук, студентка 4 курса, направления «Журналистика», института социально-гуманитарных наук:

 «...Мы являемся людьми, потому что в нас есть Божья искра: наша душа»

Встреча студентов с представителем Центрального Духовного управления мусульман России, исламоведом и теологом Дамиром Амировичем Нафиковым, состоялась в институте социально-гуманитарных наук ТюмГУ по инициативе О.А. Загвязинской, советника ректора и при участии Я.В. Ильина, эксперта Экспертного научного центра противодействия идеологии экстремизма и терроризма ТюмГУ и С.С. Рачёвой, зам. директора института по молодежной политике.

Встреча прошла в формате беседы. Студенты и преподаватели задали интересующие их вопросы гостю из Уфы. «Мы хотим донести до людей, что мусульмане не пытаются исламизировать других», - ответил Дамир Амирович на один из вопросов.

Говорили о том, почему люди бросают семьи, работу и уезжают воевать против своего народа: «Мотив боевиков - создание Исламского государства, но почему-то они начинают его создание с уничтожения мусульман», - прокомментировал гость.

Разговор коснулся и других религий, к которым Дамир Амирович выразил исключительное уважение: «Бог один, но пути к нему разные: кто-то приходит к нему раньше, кто-то позже. Мы не можем быть одинаковыми. Но мы являемся людьми, потому что в нас есть Божья искра: наша душа». После завершения встречи многие студенты ушли с новыми знаниями, а у некоторых появилось поле для размышлений!


Материал подготовлен менеджером Центра патриотического воспитания ТюмГУ Нафиковым Д.А. при участии советника ректора ТюмГУ Загвязинской О.А. и заместителя директора СоцГУМ ТюмГУ Рачевой С.С.

Фото: Кристины Безвершенко.

 

Поделиться

Полезные ресурсы