Самородова Вера Валентиновна - заместитель директора Департамента государственной службы и кадров Министерства образования и науки Российской Федерации.
О направлениях деятельности Министерства образования и науки, связанных с противодействием идеологии терроризма и экстремизма / Доклад на Всероссийском форуме "Противодействие идеологии терроризма и экстремизма в образовательной и молодежной среде" (Москва, 18-19 сентября 2017 г.)
_______________________________________________
Уважаемые коллеги, друзья! Свой доклад хочу начать со слов благодарности организаторам и участникам Всероссийского форума «Противодействие идеологии терроризма и экстремизма в образовательной сфере и молодежной среде». Эта задача чрезвычайной государственной важности.
Министерство образования и науки России работу по противодействию распространения идеологии терроризма и экстремизма осуществляет в рамках реализации Комплексного плана по противодействию идеологии терроризма и экстремизма на 2013-2018 годы по утвержденному Президентом РФ за № ПР-1069 от 26.04.2013 г. и другими нормативными актами.
Деятельность министерства и других подведомственных организаций осуществляется в нескольких основных направлениях. В их числе – создание условий для вовлечения детей и молодежи в активную социальную практику, обеспечение организационной деятельности, занятости детей и молодежи в свободное от учебы время, предоставление возможностей по интересам, творчеством и спортом, просветительская работа среди детей и молодежи и их родителей, разъяснение сущности терроризма и антитеррористическая пропаганда, включая вопрос по противодействию вовлечения детей и молодежи в террористические и экстремистские радикальные религиозные организации.
Эта широкомасштабная деятельность охватывает различные целевые аудитории – от школьников до специалистов органов исполнительной власти, а также разнообразные форматы работы – от проведения разовых мероприятий до постоянно реализуемых образовательных программ. В целом, всю осуществляемую министерством деятельность можно разделить на три способа реализации.
Первое – это разработка и утверждение программ методических рекомендаций, учебных пособий для использования в общеобразовательном процессе школьников и студентов, повышение квалификации педагогов, государственных и муниципальных служащих для информационно-разъяснительной работы с учащимися и их родителями.
Второе – это организация и проведение специальных мероприятий для детей и молодежи, направленное на воспитание патриотизма, чувства гражданской идентичности, межнационального согласия, для преподавателей, для руководителей образовательных организаций, по обобщению и распространению лучших практик, обсуждению проблем и перспектив дальнейшей работы.
Третье – оказание финансовой поддержки молодежным и иным инициативам, связанным с реализацией проектов по обсуждаемым сегодня вопросам.
Масштаб работы требует активного взаимодействия министерства со всеми заинтересованными органами государственной власти, органами местного самоуправления, молодежными, студенческими, общественными организациями и профессиональными сообществами.
Прежде всего, это взаимодействие с Национальным антитеррористическим комитетом. Мы активно участвуем в рабочей группе НАК и приглашаем представителей НАК на все наши мероприятия. Тесно сотрудничаем с Аппаратом НАК, который оказывает нам ценную организационную и методическую помощь для обеспечения совместной работы с антитеррористическими комиссиями субъектов Российской Федерации и муниципалитетов.
Нами проведена конференция с участием антитеррористических комиссий субъектов РФ, направлены письма в высшие учебные заведения с рекомендациями по активному привлечению специалистов антитеррористических комиссий РФ в проводимых мероприятиях. Совместно с Федеральным агентством по делам национальностей РФ разработаны меры по развитию межнационального и межконфессионального согласия.
Совместно с Министерством культуры РФ нами были направлены в вузы рекомендации по использованию в работе телевизионных, художественных и документальных фильмов, направленных на формирование у молодежи уважительного отношения к представителям других религиозных конфессий.
В 2017 году развитие взаимодействия направлено на расширение круга вопросов, выявленных в ходе анализа совместной деятельности. Среди приоритетов, в частности, во взаимодействии с МВД России, – проработка вопроса создания единого системного подхода при социализации подростков, подвергшихся деструктивному психологическому воздействию сторонников религиозной, экстремистской и террористической идеологии.
Мы разрабатываем программу повышения квалификации учителей и социальных педагогов по работе с этой категорией детей, рекомендации для специалистов органов управления образования, комиссиям по делам несовершеннолетних.
Министерство образования РФ также координирует деятельность образовательных организаций высшего образования, молодежных общественных организаций, органов студенческого самоуправления по проведению мероприятий, реализации превентивных мер, направленных на исключение контактов молодежи с радикальными группами и организациями, продвижение идей межнациональной и межрегиональной толерантности.
Так согласно мониторингу проводимых мероприятий, в первой половине 2017 года по федеральным округам: Дальневосточным округом было проведено 1500 мероприятий, в 2016 году на базе Южного федерального округа был проведен комплекс просветительских мероприятий, направленных на профилактику противодействия идеологии терроризма и экстремизма среди обучающихся образовательных организаций: курсы лекций, тренинги, круглые столы.
Целью этих мероприятий являлось вовлечение обучающихся в активную социальную практику, направленную на противодействие проявлению экстремизма и терроризма в образовательной среде. Следует отметить, что на базе такого университета, как РУДН, регулярно реализуются мероприятия, направленные на противодействие проявлениям политического межнационального религиозного экстремизма в молодежной среде: фестивали, дни культуры народов стран мира, вечера дружбы, круглые столы и тренинги по вопросам толерантности и предупреждения конфликтов. Программы фестивалей и дней культур включают в себя национальные выставки землячеств и объединений студентов, демонстрацию кинофильмов и видеофильмов, концертные программы, различные спортивные мероприятия.
В 2017 году были разработаны и внедрены методики по противодействию идеологии терроризма и экстремизма в воспитательную работу с учащимися вузов. Проработкой этих методик на практике занимались специалисты по внеурочной работе, педагоги-психологи в таких регионах, как Республика Мордовия, Республика Башкортостан, Волгоградская область, Московская область, Краснодарский край, Республика Крым, Республика Татарстан, Ставропольский край.
Весной 2017 года в Северо-Кавказском федеральном округе прошла научно- практическая конференция «Противодействие идеям экстремизма в молодежной среде. Методы и подходы», участниками которой стали студенты образовательных организаций высшего образования Республики Северная Осетия – Алания. В Дальневосточном федеральном округе прошла научно-практическая конференция «Экстремизм и коррупция – глобальный вызов современности».
В работе конференции приняли участие студенты из образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, а также учащиеся школ Камчатского края. Минобрнауки совместно с Национальным центром информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет в течение этого года проводит Всероссийский онлайн фестиваль социальных видеороликов «Я – против экстремизма!», направленный на вовлечение молодежи в социально-значимую деятельность по профилактике терроризма и экстремизма. Хочу особо отметить, что по рекомендации НАК был запущен портал Южного федерального университета «Наука и образование против терроризма». Он стал базовым специализированным информационным интернет ресурсом по проблемам профилактики терроризма и экстремизма для педагогов и психологов.
Благодаря расширению сотрудничества с образовательными организациями высшего образования, мы добились оптимизации в размещении качественного тематического контента. В течение года тематический индекс цитирования сайта вырос на 1000 пунктов. В рамках реализации проекта по организационно-методическому сопровождению вовлечения детей и молодежи в активную социальную практику как основного механизма противодействия идеологии терроризма и экстремизма в молодежной среде, Минобрнауки разработало отдельный модуль НЦПТИ, интерактивную карту по антитеррористической деятельности в образовательной среде. Указанный модуль обеспечивает управление и координацию проводимых мероприятий по антитеррористической тематике, внесение необходимых корректив, а также своевременное информирование о планируемых мероприятиях.
Кроме того, во взаимодействии с конфессиями, особенно с представителями мусульманской уммы, под руководством Министерства образования в 2016 году мероприятия прошли по всей России. Как я уже упомянула ранее, вторым важным направлением в работе Минобрнауки является просветительская работа среди детей и молодежи и их родителей: разъяснение сущности терроризма и антитеррористической пропаганды, включая вопросы противодействия вовлечению детей и молодежи в экстремистские, террористические, радикальные религиозные организации.
И здесь, конечно же, уделяется огромное внимание взаимодействию с органами управления образования в субъектах РФ. В современных условиях жизни, характеризующихся изменчивостью, глобализацией, увеличивается социально-экономическая напряженность, связанная с потерей многими людьми осознания своего места и своих жизненных ценностей в новой ситуации. Это способствует росту антисоциальных, террористических проявлений, приводит к тому, что жертвами преступников становятся не только окружающие, но и дети.
Последователи исламистских организаций экстремистского террористического толка насчитывают в России сопоставимое число и взрослых, и детей. Только в Иракском сегменте ИГИЛ (запрещена в РФ), по последним данным за август 2017 года (информация от Уполномоченного по правам ребенка при Президенте Российской Федерации Анны Кузнецовой), было обнаружено 350 детей россиян, присоединившихся к этой организации. Всего к ИГИЛ присоединилось до 3,5 тысяч россиян.
В своей миссионерской работе лидеры многих религиозных новообразований делают ставку на привлечение детей и молодежи, целенаправленно стремясь проникнуть в образовательные учреждения. Целью работы по ресоциализации подростковых групп риска должно стать создание новой мотивационной основы, которая будет определять их ценностные ориентации и поведение на протяжении многих лет.
Исходя из этого, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования, совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, должны организовать работу образовательных организаций профессиональных объединений педагогов и обеспечить решение следующих основных задач:
• Создание системы комплексного профессионального психологического влияния, коррекционных занятий, мониторинга, проведение и развитие ценностной ориентации, а также внешних мер, отслеживающих поведение и контакты подростков.
• Развитие у подростков адекватности в представлении о себе и о мире, гибкой самооценки и гармоничных представлений о себе, о своем будущем, формирование гражданской идентичности и социализированности в новых социальных группах.
Мы осознаем, что проведение этой работы возлагает дополнительную нагрузку на органы управления образования в субъектах РФ, и, тем не менее, Министерство образования и науки РФ готово оказывать, и оказывает, дополнительную методическую и организационную помощь.
В этой работе мы взаимодействуем с Российской академией народного хозяйства и государственной службы и ведущими федеральными университетами.
В десять федеральных вузов Российской Федерации Министерством образования и науки направлены поручения об организации и реализации на их базе модуля образовательных программ профессионального образования в форме краткосрочных курсов, методических семинаров или вебинаров. Этот модуль разрабатывается для работников региональных и муниципальных органов управления образования, комитетов по делам молодежи, руководителей образовательных организаций и молодежных объединений, а также членов муниципальных и региональных антитеррористических комиссий по вопросам патриотического воспитания молодежи и противодействия идеологии терроризма и экстремизма.
В настоящее время Минобрнауки направило в организации высшего образования примерную рабочую программу учебных дисциплин для возможности ее использования при реализации образовательных программ уровня бакалавриата по направлению подготовки государственного и муниципального управления, самоуправления в сфере противодействия терроризма в РФ.
Для мониторинга этой программы среди обучающихся разработаны приложения в виде тестов, итоговых контрольных работ. В 2016-2017 годах министерство направило в органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования и молодежной политики, запрос о предоставлении информации о реализации ранее направленной программы.
Анализ представленных отчетов и материалов показал следующие результаты. Программа размещена на региональных образовательных интернет ресурсах и доступна для скачивания широкому кругу пользователей. Модули программы частично используются в образовательных и профессиональных организациях в рамках учебных предметов, таких, как ОБЖ, история, обществознание, информатика, география, экология человека.
Таким образом, еще раз хочу это подчеркнуть, работа по противодействию идеологии терроризма и экстремизма в образовательной и молодежной среде является приоритетным направлением в реализации государственной политики. Министерство образования и науки ведет совместную работу с другими федеральными министерствами и ведомствами в части исполнения комплексного плана по противодействию идеологии терроризма и экстремизма. Вместе с тем считаем приоритетными задачами в своей работе межведомственное взаимодействие для организации мероприятий для учащихся и молодежи.
Считаем необходимым продолжить работу по организации обучения, повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, педагогического состава в субъектах Российской Федерации, а также продолжить работу по просветительской разъяснительной деятельности с родительской общественностью.