Кулягин Игорь Валерьевич
Вице-адмирал, Первый заместитель руководителя аппарата Национального антитеррористического комитета РФ.
Актуальные вопросы противодействия идеологии терроризма в образовательной сфере и молодежной среде / Доклад на Всероссийском форуме "Противодействие идеологии терроризма и экстремизма в образовательной и молодежной среде" (Москва, 18-19 сентября 2017 г.)
__________________________________________________
Уважаемые участники форума! Обстановка в области противодействия терроризму в Российской Федерации в настоящее время остаётся сложной, но контролируемой органами власти.
Несмотря на достигнутые успехи российских вооружённых сил на Ближнем Востоке, угрозы, исходящие от ИГИЛ* и других международных террористических организаций, сохранили свою актуальность для национальной безопасности Российской Федерации.
По имеющимся данным, главари «Исламского государства»* рекомендовали своим сторонникам не участвовать в боевых действиях в Сирии или Ираке, а оставаться в странах пребывания для организации ячеек и совершения резонансных террористических актов. Фиксируются отдельные попытки возвращения в Россию участников ближневосточных вооружённых конфликтов. Не прекращается подбор и вербовка российских граждан для участия в деятельности международных террористических организаций.
В этой связи отмечается возросшая активность распространения идеологии терроризма в российском информационном пространстве, за счёт которой и происходит пополнение бандподполья, её пособнической и ресурсной базы. Сторонникам экстремистских организаций удалось поднять качество своей пропаганды на совершенно новый уровень, сделав производство и распространение агитационных материалов одним из основных направлений своей деятельности. В этой работе ими широко используются возможности сети «Интернет», что обусловлено масштабностью молодёжной аудитории, анонимностью, низкими материальными затратами на содержание дискуссионных площадок и сообществ.
Основной интерес со стороны радикальных групп направлен, как правило, на подрастающее поколение, так как данная категория граждан наиболее восприимчива к идеологическому воздействию и более уязвима для внедрения в их сознания искажённого и деструктивного мировоззрения. Учитывая специфику пропагандистской деятельности террористических и экстремистских организаций, аппаратом НАК во взаимодействии с другими заинтересованными субъектами антитеррористической деятельности принят ряд организационных мер.
В частности, в октябре 2016 года проведена корректировка Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013–2018 годы. Так, предусмотрена реализация дополнительного комплекса мер, направленного на формирование у молодежи стойкого неприятия идеологии терроризма, совершенствование адресной профилактической работы с лицами, попавшими под влияние деструктивных течений, прежде всего исповедующими ислам.
Осуществляется проведение мероприятий по недопущению рецидивов террористической и религиозно- экстремистской деятельности, формированию единой системы методического обеспечения антитеррористической работы и подготовки профессиональных кадров.
Ведется работа по совершенствованию антитеррористической нормативной правовой базы. Внесены дополнения в федеральные законы, которые позволили привлечь к выполнению Комплексного плана органы исполнительной власти в субъектах Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Отдельным правовым актом органы местного самоуправления наделены дополнительными полномочиями в области противодействия терроризму. Сегодня муниципальные власти разрабатывают и реализуют программы в области профилактики терроризма; организуют и проводят информационно-пропагандистские мероприятия; обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; направляют предложения по вопросам участия в профилактике терроризма в органы исполнительной власти субъекта Федерации.
Отмечу, что масштабная организационная работа развёрнута и в регионах. Так, аппаратами АТК в Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской республиках и Республике Ингушетия разработаны планы проведения адресной профилактической работы с лицами, наиболее подверженными идеологии терроризма. Впервые в практической деятельности АТК разработан и решением министра образования и науки Республики Татарстан утвержден «Типовой функциональный регламент должностных лиц образовательных организаций, ответственных за вопросы профилактики терроризма и экстремизма», которым установлены права, обязанности и ответственность должностных лиц образовательных организаций, отвечающих за вопросы профилактики терроризма и экстремизма.
Актуализированы составы и активизирована деятельность экспертных советов и постоянных рабочих групп по противодействию идеологии терроризма в Кабардино- Балкарской Республике, Московской, Белгородской, Владимирской, Воронежской, Ивановской, Калужской, Орловской, Смоленской и Тверской областях.
По решению АТК в Республике Башкортостан Советом ректоров вузов республики создаются советы вузов для организации работы с родителями по профилактике и противодействию вовлечению обучающихся в незаконные объединения. Положительной оценки заслуживает работа по методическому обеспечению антитеррористической деятельности.
Минобрнауки России, руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, направлены рекомендации для педагогических работников по профилактике проявлений терроризма и экстремизма в образовательных организациях. Учебные заведения на местах также обеспечены методическими рекомендациями по планированию и информационному сопровождению мероприятий Комплексного плана в субъектах Российской Федерации.
Ведётся активная работа по созданию и функционированию на базе федеральных университетов во всех субъектах Российской Федерации методических центров по разработке и экспертизе материалов антитеррористической направленности. Минобрнауки России на базе десяти федеральных вузов ведет работу по организации курсов повышения квалификации для лиц, ответственных за исполнение Комплексного плана.
Имеющиеся модули программ профессионального образования (в форме краткосрочных курсов, методических семинаров или вебинаров) предназначены для руководителей и работников региональных и муниципальных органов управления образованием, комитетов по делам молодежи и молодежных объединений, а также членов муниципальных и региональных антитеррористических комиссий. Позитивные тенденции отмечаются в разработке методических и практических рекомендаций и на региональном уровне.
Например, в г. Москве подготовлены материалы по предупреждению пропаганды радикальных организаций среди молодежи; в Московской области – по вопросам защиты информационного пространства от проникновения идей терроризма; АТК в Ставропольском крае – по теме профилактики распространения идеологии терроризма и экстремизма в образовательной среде; в Республике Марий Эл – по выявлению среди учащихся и студентов лиц, попавших под влияние радикальных религиозных взглядов. Благоприятные условия созданы для проведения культурно-просветительских и воспитательных мероприятий для студентов и учащихся в образовательных организациях. Так, в первом полугодии текущего года их проведено более 296 тысяч, что в 2,7 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года (более 111 тысяч). Количество реализованных АТК мероприятий для учащейся молодежи увеличилось по сравнению с I полугодием 2016 года в среднем в 2,5 раза.
На постоянной основе организуются научно-практические конференции, круглые столы и семинары по вопросам противодействия терроризму и его идеологии. Наиболее значимые мероприятия проведены на базе высших учебных заведений в республиках Мордовия и Северная Осетия-Алания, Камчатском и Красноярском краях, Волгоградской и Калининградской областях. В работе по формированию у школьников и студентов традиционных для нашей страны духовно-нравственных ценностей, чувства межнационального и межрелигиозного уважения все активнее участвуют созданные во многих общеобразовательных организациях детские объединения, органы ученического самоуправления, молодёжного парламентаризма, спортивные и творческие союзы, родительские советы.
С 2016 года к антитеррористической профилактической работе подключились региональные и местные отделения Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» и военно- патриотического движения «Юнармия». Так, в апреле текущего года во Всероссийском детском центре «Орлёнок» при участии военно-патриотического центра «Вымпел», «Роспатриотцентра» и «Российского движения школьников» проведен финал Всероссийской военно- спортивной игры «Орленок».
Также апробирован новый совместный патриотический проект «Кадровый резерв – достойная смена». Ежегодно все большим разнообразием формы и содержания отличаются мероприятия с участием школьной и студенческой молодежи, посвященные «Дню солидарности в борьбе с терроризмом». Особо хочу отметить, что зарождается новая традиция приема 3 сентября присяги курсантами военно-учебных организаций как проявление патриотизма, верности памяти павших героев и желания достойно продолжать их дело. Так, в этот день в 2016 году присягу приняли первокурсники Калининградского пограничного института ФСБ России, принесли торжественную клятву студенты Ростовского юридического института и учащиеся юридической гимназии № 9 имени М.М. Сперанского г. Ростова-на-Дону.
Наша работа в сфере противодействия идеологии терроризма в образовательной сфере и молодёжной среде, как вы смогли убедиться, характеризуется масштабностью и плановостью, затрагивает все административные уровни от федерального центра до муниципальных образований.
Несмотря на положительные тенденции в нашей совместной деятельности хотел бы обратить внимание на имеющиеся резервы. Последние события в Ивантеевке Московской области заставляют нас ещё раз затронуть проблему эффективной адресной профилактики в отношении лиц, склонных к идеологии насилия. Напомню, совсем недавно учащийся 9 класса открыл стрельбу в школе, в результате пострадало 4 человека. Данный пример показателен тем, что отсутствие своевременных превентивных мер привело к трагическим событиям.
О радикальности взглядов подростка знали, как сотрудники школы, так и его близкое окружение (друзья), однако адекватных мер реагирования не приняли или до конца их не довели.
В этой связи очевидно, что нам просто необходимо более активно привлекать общественные институты, родителей, самих учащихся и студентов к созданию комплекса превентивных мер, незамедлительной реализации ситуационного реагирования, в том числе административного характера, при получении настораживающей сигнальной информации.
И убежден, что в настоящее время наши подростки могут и сами внести весомый вклад в развитие системы патриотического и духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Важными элементами являются налаживание контактов с органами местного самоуправления в антитеррористической профилактической деятельности в образовательной сфере и молодёжной среде.
Отмечу, что ресурсы для этого имеются. Органы местного самоуправления наделены полномочиями в области противодействия терроризму. Антитеррористическими комиссиями в субъектах Российской Федерации наработан соответствующий практический и методический опыт, которым они готовы поделиться, разработан значительный перечень обучающих программ. Озвучу конкретные примеры эффективной работы в указанном направлении. В I полугодии 2017 года АТК на контроль поставлено более 8 тысяч лиц, нуждающихся в целевом воспитательном воздействии.
Для разъяснения сущности и опасности терроризма проведено около 85 тысяч адресных мероприятий. Реализация АТК во взаимодействии с правоохранительными органами и органами исполнительной власти мер профилактического воздействия позволила склонить к отказу от экстремистской и террористической деятельности 637 человек. Из них 115 человек отказались от участия в террористической деятельности.
Так, в Республике Татарстан в 2017 году из-под влияния террористической организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»* удалось вывести 12 человек, а в Архангельской области 7 лиц, причастных к распространению в сети «Интернет» материалов экстремистской направленности, удалось склонить к сотрудничеству с органами безопасности. Одним из важных направлений в деятельности по профилактике терроризма в образовательной сфере и молодёжной среде остаётся реализация комплекса профилактических мер в сети «Интернет».
Электронные ресурсы в основном служат платформой для вербовки потенциальных сторонников, размещения инструкций по изготовлению и применению средств террора, поиска источников финансирования экстремистской деятельности. Необходимо принять комплекс мер, исключающий контакты молодого поколения с представителями экстремистских организаций и позволяющий на раннем этапе выявить лицо, попавшее под влияние радикальных течений.
В данном направлении наработана определённая практика. Например, к этой работе привлекают такие организации, как «Лига безопасного Интернета» и «Медиагвардия», которые осуществляют поиск во всемирной сети контентов противоправного характера и передают соответствующую информацию в правоохранительные и контролирующие органы.
В Чувашской Республике на базе одного из вузов реализуется проект «Защищая будущее», направленный на обучение подрастающего поколения особенностям выявления негативных групп в социальных сетях. По инициативе АТК в Ростовской области совместно с министерством образования и науки субъекта создано региональное общественное движение «Кибердружина Дона – за безопасный Интернет», направленное на поиск и блокирование экстремистских материалов.
В заключение своего выступления хотел бы отметить, что особая роль в воспитательной работе принадлежит Минобрнауки России, органам управления образованием и молодёжной политикой в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях, а также образовательным организациям.
Необходимо понимать, что в данной деятельности эти структуры должны опираться и на другие органы исполнительной власти, в том числе на АТК в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, так как объём решаемых задач обширен и многогранен. Они не должны остаться одни в борьбе с идеологией терроризма в образовательной сфере и молодёжной среде.
В заключение хотел бы еще раз обратить ваше внимание на то, что мы неуклонно и последовательно будем добиваться, чтобы противодействие идеологии терроризма стало неотъемлемым компонентом и обязательной составляющей в повседневной деятельности всех заинтересованных субъектов образовательной сферы. Вашу работу мы видим, вникаем в проблемные вопросы, готовы и в дальнейшем оказать практическую и методическую помощь.
_______________________
* Организация, запрещенная на территории Российской Федерации