В рамках прокурорского надзора за соблюдением законодательства о межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму приоритетное значение уделяется проверкам исполнения органами местного самоуправления г. Ишима и Ишимского муниципального района Тюменской области полномочий по профилактике правонарушений в названных сферах. В рамках надзора за соблюдения законодательства о противодействии экстремизму в 2016 году Ишимской межрайонной прокуратурой проведено 8 проверок, выявлено 11 нарушений закона, внесено 2 представления об устранении нарушений закона, 2 должностных лица привлечено к дисциплинарной ответственности, в суды направлено 5 исковых заявлений, привлечено 1 лицо к административной ответственности.
Ишимской межрайонной прокуратурой проведена проверка по заданию прокуратуры Тюменской области о реализации в 2015 году органами местного самоуправления программных мероприятий в сфере межнациональных отношений и противодействии экстремизму, адаптации и интеграции иностранных граждан. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" в целях противодействия экстремистской деятельности органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.
Статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района, в том числе относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
Согласно пункта 27 Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 28.11.2014 N Пр-2753 основными направлениями государственной политики по противодействию экстремизму в сфере законодательной деятельности предусмотрено принятие на муниципальном уровне соответствующих целевых программ, предусматривающих формирование системы профилактики экстремизма и терроризма, предупреждения межнациональных конфликтов; в сфере образования и государственной молодежной политики предусмотрено включение в муниципальные программы по развитию образования и воспитанию несовершеннолетних мероприятий по формированию у подрастающего поколения уважительного отношения ко всем этносам и религиям.
Проверкой установлено, что на территории Ишимского муниципального района Тюменской области в 2015 году реализовывалась комплексная муниципальная программа «Основные направления деятельности по реализации государственной политики в сферах национальных, государственно-конфессиональных, общественно-политических отношений и профилактика экстремистских проявлений в Ишимском муниципальном районе» на 2015- 2017 годы», утвержденная постановлением администрации Ишимского муниципального района 15.10.2014 №138. При изучении межрайонной прокуратурой результатов реализации вышеуказанной Комплексной программы, установлено, что деятельность 22 сельских поселений Ишимского муниципального района Тюменской области при формировании системы профилактики экстремизма и терроризма, предупреждения межнациональных конфликтов в муниципальной целевой программе не отражена.
Согласно плана работы межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Ишимском муниципальном районе на 2015 год, утв. 10.03.2015 председателем межведомственной комиссии по противодействию экстремизму Максимовым С.В., о мероприятиях работы по профилактике экстремизма на территории сельских поселений Ишимского района заслушаны только 4 сельских поселения Ишимского муниципального района Тюменской области. Также, при реализации в 2015 году мероприятий Комплексной программы выявлено, что в ней предусмотрены мероприятия в большинстве относящиеся к текущей деятельности отдела по делам культуры, молодежи и спорта администрации Ишимского муниципального района, финансирование которых осуществлялось в рамках финансирования муниципальной программы «Развитие культуры Ишимского муниципального района на 2015-2017 гг.».
Также, в нарушение п. 27 Стратегии
противодействия экстремизму в Российской Федерации мероприятия в сфере образования и государственной молодежной политики по формированию у подрастающего поколения уважительного отношения ко всем религиям в указанную Комплексную муниципальную программу не включены. Статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района, в том числе относится разработка и осуществление мер, направленных на обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов.
Статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.
Государственные (муниципальные) программы подлежат приведению в соответствие с законом (решением) о бюджете не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу. В нарушение указанных норм органом местного самоуправления нормативные правовые акты, направленные на противодействие нелегальной миграции не изданы; мероприятия, направленные на обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактические меры, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности в сфере миграции не запланированы, денежные средства на их реализацию не предусмотрены.
Предусмотренные Комплексной муниципальной программой «Основные направления деятельности по реализации государственной политики в сферах национальных, государственно-конфессиональных, общественно-политических отношений и профилактике экстремистских проявлений в Ишимском муниципальном районе» на 2015-2017 годы мероприятия по противодействию экстремизма являются недостаточно эффективными в сфере профилактики экстремизма в границах муниципального образования. Учитывая, что на момент проведения межрайонной прокуратурой проверки органом местного самоуправления разрабатываются изменения для внесения в Комплексную муниципальную программу в целях эффективности реализации программы необходимо предусмотреть дополнительные программные мероприятия и источники их финансирования. По аналогичным основаниям внесено представление об устранении нарушений закона в адрес главы г. Ишима. Представления рассмотрены и удовлетворены, 2 должностных лица привлечено к дисциплинарной ответственности.
В 2016 году Ишимской межрайонной прокуратурой на основании поступившей информации начальника отделения в г. Ишиме РУФСБ России по Тюменской области проведена проверка по факту пропаганды и публичного демонстрирования нацистской атрибутики и символики, размещенной в сети интернет. Проверкой установлено, что 15.08.2016 оперуполномоченным отделения в г. Ишиме Регионального управления ФСБ России по Тюменской области с участием специалиста в области компьютерных технологий осуществлен доступ к странице пользователя под псевдонимом «Азамат Бейсенов» и произведено исследование информации, размещенной на странице данного пользователя.
В результате исследования аккаунта данного пользователя установлено следующее. Пользователь под псевдонимом «Азамат Бейсенов» в подразделе «фотоальбомы» разместил изображение photo 203759069_359360631?all=1 с изображением на красном фоне в белом круге нацистской атрибутики, либо символики. С целью документирования факта пропаганды и публичного размещения материалов, содержащих в себе нацистскую атрибутику или символику, пользователем под псевдонимом «Азамат Бейсенов» , оперативным сотрудником во время проведения исследования документов и предметов произведено копирование изображения экрана.
Согласно акту семиотического исследования, проведенного в период времени с 15.08.2016 по 01.09.2016 доцентом кафедры русской и зарубежной филологии, культурологи и методики их преподавания ИПИ им. П.П. Ершова (филиал) Тюменского Государственного Университета Селицкой З.Я., установлено, что фотоизображение на личной страницы пользователя под псевдонимом «Азамат Бейсенов», содержится нацистская атрибутика, либо символика. В силу ст. 6 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 80-ФЗ "Об увековечивании Победы советского народа в Великой Отечественной Войне 1941 - 1945 годов" важнейшим направлением государственной политики Российской Федерации по увековечению Победы советского народа в Великой Отечественной войне является решительная борьба с проявлениями фашизма. Российская Федерация берет на себя обязательство принимать все необходимые меры по предотвращению создания и деятельности фашистских организаций и движений на своей территории.
В Российской Федерации запрещается использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах. Запрещается пропаганда либо публичное демонстрирование атрибутики или символики организаций, сотрудничавших с группами, организациями, движениями или лицами, признанными преступными либо виновными в совершении преступлений в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо вынесенными в период Великой Отечественной войны, Второй мировой войны.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" экстремистской деятельностью (экстремизмом), признается в том числе пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций. Проведенной проверкой установлено, что пользователем под псевдонимом «Азамат Бейсенов» на сайте vk.com является Б. Ишимская межрайонная прокуратура 04.10.2016 возбудила в отношении нарушителя административное дело по ч.1 ст.20.3 КоАП РФ (публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, которых запрещены федеральными законами) Правонарушителем на своей странице в социальной сети в vk.com незаконное изображение удалено. По результатам рассмотрения дела 05.10.2016 Ишимский районный суд Тюменской области подверг его штрафу в размере 1 200 рублей.
В рамках надзора за соблюдения законодательства о
противодействии терроризму в 2016 году Ишимской межрайонной прокуратурой проведено 30 проверок, выявлено 40 нарушений закона, направлено 15 исков в суд, внесено 14 представлений об устранении нарушений закона, 10 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, принесен 1 протест на незаконный правовой акт, привлечено 1 лицо к административной ответственности, объявлено 2 предостережения о недопустимости нарушений закона. Практика прокурорского надзора свидетельствует о том, что в целом требования законодательства о противодействии терроризму соблюдаются.
Однако в ходе проверки, проведенной в 2015 году, выявлен факт того, что в одном из детских садов г. Ишима приняты недостаточные меры по противодействию терроризма. Так, на момент проверки территория детского сада огорожена, на вахте установлена камера видеонаблюдения. Однако на момент проверки ни вахтера, ни иного должностного лица, которое обязано отслеживать изображение камеры видеонаблюдения отсутствует, поскольку обязанности вахтера возложены на период отпуска на уборщицу, которая на момент проверки мыла пол на втором этаже здания.
Выполняя свои непосредственные обязанности, уборщица физически не в состоянии отслеживать изображение камеры видеонаблюдения, в связи с чем установление камеры является нецелесообразным, поскольку при подобной организации работы любой человек через забор может беспрепятственно проникнуть на территорию детского сада незамеченным. Таким образом, несмотря на достаточную материальную базу, надлежащих мер по противодействию терроризма в детском саду не принимается, что создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью воспитанников при возможном совершении террористического акта.
По результатам проверки в адрес директора детского сада внесено представление об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которого приняты меры к надлежащей организации работы, назначено ответственное должностное лицо. В истекшем периоде 2017 года при проверке одного из детских садов г. Ишима выявлено аналогичное нарушение.
Так, на момент проверки территория детского сада огорожена, на вахте установлена камера видеонаблюдения. Однако на момент проверки обе камеры видеонаблюдения направлены на ул. М. Горького, и ни одна из камер не направлена на улицу К. Маркса г. Ишима, со стороны которой установлены ворота для подъезда машин и калитка для прохода людей. Через эти ворота в детский сад осуществляется подвоз продуктов питания, до 10 часов утра по этой калитке на территорию проходят родители. При этом контроль за тем, кто именно заходит по этой калитке и воротам на территорию детского сада, не осуществляется (в связи с отсутствием видеокамеры), электронный замок открывания двери также не установлен. При подобной организации работы любой человек как через калитку, которая открыта до 10 часов утра, так и через забор может беспрепятственно проникнуть на территорию детского сада не замеченным.
Таким образом, не смотря на достаточную материальную базу, надлежащих мер по противодействию терроризма в детском саду не принимается, что создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью воспитанников при возможном совершении террористического акта. По результатам проверки в адрес директора Департамента по социальным вопросам г. Ишима внесено представление, которое находится на рассмотрении.
Таким образом, не смотря на попытки надлежащим образом наладить работу по противодействию терроризма, не смотря на то, что органы местного самоуправления несут материальные затраты бюджетных средств для реализации мероприятий в данном направлении, в ряде случаев допускаются существенные пробелы, что не позволяет достичь поставленной цели при применении законодательства.
В этом смысле роль прокурорского надзора неоценима, поскольку отсутствует специальный контролирующий орган, осуществляющий надзор за соблюдением законодательства в сфере противодействия терроризму, в то время как в ходе ведомственных проверок этому направлению работы уделяется не достаточно внимания, что создает угрозу проявлений террористических проявлений.
Старший помощник прокурора Н.Н. Пайцева
Источник:
http://proctmo.ru/media/uploads/proc-nadzor-2-2017.pdf
Прокуратура Тюменской области