О.А.Загвязинская
советник ректора Тюменского госуниверситета,
заслуженный юрист РФ
К.Е.Безвершенко
студентка IV курс, направления «Государственное и
муниципальное управление»
Жизнь без нравственного усилия - это сон.
Лев Толстой
В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с потребностью повышения правовой культуры общества. Мы настолько привыкли к такому словосочетанию, что порой просто не отдаем себе отчет в том, что правовая культура - это часть культуры общества, включающая в себя правовые ценности: высокий уровень развития законодательства страны, правовую науку, законность, правопорядок и др.
Воплощать правовую культуру — это значит ориентироваться в действующем законодательстве государства, знать его и правильно понимать требования, предъявляемые законодателем к каждому жителю страны, соблюдать эти требования и исполнять законодательство в целом; применять законодательство в повседневной жизни и строить поведение в соответствии с законом. Важная составляющая правовой культуры - нетерпимое отношение к нарушителям закона, соблюдение прав человека и гражданина. [4]
Особым импульсом в становлении правовой культуры нашего региона стал зародившийся в 2013 году в стенах Тюменского государственного университета общественно-просветительского проекта «Открытая школа права»[7]. Его инициаторами выступили не только ведущий вуз Тюменской области, но и департамент по спорту и молодежной политике администрации города Тюмени.
Проект осуществляется на базе ТюмГУ при активной поддержке Тюменского городского отделения Ассоциации юристов России и авторского Интернет - портала «Культура-права.РФ»[8]. Это во многом уникальная открытая дискуссионная площадка, собирающая для обсуждения самых различных актуальных тем общественной жизни представителей органов власти, местного самоуправления, правоохраны, научно-педагогического сообщества, простых граждан, жителей тюменского региона, и, конечно же, студенчества. Посетить площадку правовой школы может любой, независимо от возраста и профессии.
Открытая школа работает в формате правовых уроков, главными ее целями являются: формирование в обществе интереса к российскому законодательству, устойчивого уважения к закону, преодоление правового нигилизма, а также повышение уровня правовой культуры и юридической грамотности граждан, включая уровень осведомленности о той или иной стороне деятельности органов власти и местного самоуправления. [3, c.11]
Под эгидой работы Открытой школы права еженедельно (каждый четверг) в 15-00 в прямом эфире «Авторадио» - Тюмень выходит радиоверсия правовых уроков на самые актуальные юридические темы, кроме того, за время реализации проекта на университетском телеканале «Евразион-ТВ» было подготовлено 42 программы «Право знать!» и «Открытая школа права на ТВ».
В ТюмГУ ведутся онлайн-трансляции мероприятий «Открытой школы права» в сети Интернет и практически каждый тематический урок можно просмотреть и в дальнейшем использовать в образовательном процессе. За три года работы проекта было затронуто огромное количество самых разных важных правовых тем, таких как: «О безопасном туризме для детей и взрослых», «О праве на здоровье», «Первый раз в первый класс», «Потребительское кредитование: реализованные возможности и скрытые угрозы», «Правовые аспекты трудоустройства выпускников с ограниченными возможностями здоровья», «Правовые основы общественного контроля» и много-много других.
В марте 2015 года под эгидой проекта на 18 площадках города Тобольска были проведены масштабные дни правовой культуры, охватывающие самые разные категории населения. Подробная информация о данном мероприятии активно разошлась в социальных сетях и с учетом актуальности и необычности подачи (например, посещение камер самого настоящего Тюремного замка и знакомство при этом с современной работой следователя следственного комитета) востребована до настоящего времени как юридическим, так и педагогическим сообществом.
Темой последнего масштабного урока, который состоялся 30 марта 2016 года в стенах ТюмГУ, стала профилактика вовлечения студентов в экстремистскую среду. Решение о его проведении было принято на расширенном заседании Совета ректоров вузов Тюменской области в декабре 2015 года. Несмотря на то, что данный вопрос на Совете ректоров рассматривается практически ежегодно, в текущем году он приобрел совсем другое значение.
Практически каждый россиянин легко может ответить на вопрос: «Почему данная тема стала столь масштабной и актуальной?». В период активных миграционных процессов, охвативших целые континенты, террористической угрозы, семимильными шагами приближающейся к границам России, на занятиях школы права юристы, педагоги, психологи вновь обратились к таким понятиям как воспитание личности и адресная работа со студентами и школьниками.
Очевидно, что успех в борьбе с проявлениями экстремистских настроений кроется в воспитание современной молодежи, ведь еще В.М. Бехтерев писал: «Вряд ли нужно доказывать, что развитие человеческой личности нуждается в самом старательном воспитании, а между тем как мало внимания в жизни уделяется этому делу. Мы воспитываем старательно каждое плодовое деревцо и даже простой цветок, мы воспитываем всякое домашнее животное и в то же время мало заботимся о воспитании будущего потомства и, что еще хуже, при незнании основ воспитания нередко уродуем будущую личность человека, воображая, что делам нечто особо полезное».[2]
Сегодня мы постоянно говорим о нравственном, умственном и физическом воспитании. Но что следует под нравственным воспитанием знает не каждый. В свою очередь Владимир Бехтерев писал, что под этим понятием следует понимать «развитие чувства социальной любви и сострадания, и развитие чувства правды и уважения ко всему общественно ценному, хорошему, и развитие чувства долга или обязанности, а между тем в развитии этих именно сторон личности, как всем, должно быть, ясно, и заключается основа взаимоотношений между людьми».[2]
Нравственность каждого должна находиться в органической связи с воспитанием правового сознания. Процесс повышения культуры (в том числе и правовой) общества, человека, обретения им достоинства, свободы и справедливости непрерывен. Когда теряется это взаимосвязь и утрачивается суть нравственного воспитания, это приводит к серьезным последствиям, которые мы повсеместно в мире наблюдаем на сегодняшний день.
На протяжении последнего десятилетия Россия, как и мировое сообщество, с возросшим уровнем интенсивности вынужденно противостоит деструктивным воздействиям одного из сложнейших социальных феноменов – экстремизма. Экстремизм во всех без исключения формах его проявления создает реальную угрозу безопасности целых стран и народов, неминуемо вызывает существенные политические, экономические и моральные потери, оказывает значительное психологическое воздействие на население и способен радикально разбалансировать сложившуюся социальную систему в целом.
Мы констатируем, что в 2015 году экстремизм окончательно вышел из тени, стал реальностью современного мира, приобрел масштабные угрожающие размеры. При такой ситуации, организация деятельности высших учебных заведений региона, готовящих кадры для реализации государственных задач и государственной политики, должна также формироваться симметрично степени общественной опасности экстремистских проявлений, быть адекватной тенденциям развития противоправной деятельности националистических, псевдорелигиозных и иных криминогенных организаций, иметь системный упреждающий характер.
В современных условиях, когда экстремизм угрожает не только общественному порядку, межнациональному и межконфессиональному согласию, государственному строю, спокойствию и безопасности граждан практически любого государства, но и принимает новые воинствующие формы, угрожающие в целом международной безопасности и стабильности в мире, публичное рассмотрение вопросов о противодействии экстремизму в молодежной среде в высших учебных заведениях приобретает особую актуальность.
Абсолютно очевидно, что необходимо принимать дополнительные меры, того, что сделано за последние годы явно не достаточно. Готовых рецептов, к сожалению, нет. Но, есть единая цель - выработать общую стратегическую позицию для борьбы с этим злом.
Ранее в связи с нарастающей тенденцией распространения в российском обществе проявлений различных форм экстремизма был принят ряд федеральных законов, призванных поставить такие проявления под правовой запрет. В их числе, в первую очередь, Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 года и Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года.
Следует отметить, что Концептуальные положения в сфере противодействия экстремизму базируются на фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости федеральных стратегий, а именно: Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утв. Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 года №537 и Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 28.11.2014 года.
В России юридическое определение того, какие действия считаются экстремистскими, содержатся в статье 1 Федерального Закона №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
Экстремистская деятельность (экстремизм) - это:
- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
- публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии и т.д.[5]
Сам же термин экстремизм в переводе с латинского обозначает «крайний». Поэтому, рассуждая об экстремизме важно не перестараться, т.е. не нарекать этим термином свободу мысли и слова, высказывание мнения о политических процессах, пусть даже и отличное от общепринятого. В законодательстве сегодня отсутствуют четкие критерии квалификации публичной информации как «экстремистской», по большому счету это всегда оценочная категория, требующая специальных познаний в самых разных областях (например, знаний в области права, философии, религии, истории филологии и т.д.).
Без этого первого оценочного шага трудно заниматься профилактикой экстремизма в молодежной среде. Тем более, что мы сегодня живем в информационном потоке, где молодежь с головою погружена в социальные сети и Интернет пространство, в котором витают разнообразные идеи, в котором зачастую сложно разобраться – «что такое хорошо и что такое плохо».
Следовательно, необходимо дать современной молодежи хотя бы общее представления об экстремизме, его проявления и опасности.
Так в стратегии о противодействии экстремизму мы находим следующее:
1) Экстремизм является одной из наиболее сложных проблем современного российского общества, что связано в первую очередь с многообразием его проявлений, неоднородным составом экстремистских организаций, которые угрожают национальной безопасности Российской Федерации.
2) Количество преступлений экстремистской направленности достаточно мало по сравнению с общим количеством совершаемых на территории Российской Федерации преступлений, однако каждое из них вызывает повышенный общественный резонанс и может дестабилизировать социально-политическую обстановку как в отдельном регионе, так и в стране в целом.
3) Наиболее опасные виды экстремизма - националистический, религиозный и политический - проявляются в возбуждении ненависти либо вражды по признакам пола, расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности или принадлежности к какой-либо социальной группе, в том числе путем распространения призывов к насильственным действиям, прежде всего через информационно-телекоммуникационные сети, включая сеть "Интернет", в вовлечении отдельных лиц в деятельность экстремистских организаций или групп, в проведении несогласованных акций, организации массовых беспорядков и совершении террористических актов.
4) Информационно-телекоммуникационные сети, включая сеть "Интернет", стали основным средством коммуникации для экстремистских и террористических организаций, которое используется ими для привлечения в свои ряды новых членов, организации и координации совершения преступлений экстремистской направленности, распространения экстремистской идеологии.[6]
С 2016 по 2025 год в сфере образования и государственной молодежной политики концептуально предлагается:
- включение в региональные и муниципальные программы по развитию образования и воспитанию несовершеннолетних мероприятий по формированию у подрастающего поколения уважительного отношения ко всем этносам и религиям;
- организация досуга детей, подростков, молодежи, семейного досуга, обеспечение доступности для населения объектов культуры, спорта и отдыха, создание условий для реализации творческого и спортивного потенциала, культурного роста граждан;
- осуществление мер государственной поддержки системы воспитания молодежи на основе традиционных для российской культуры духовных, нравственных и патриотических ценностей;
- проведение в образовательных организациях занятий по воспитанию патриотизма, культуры мирного поведения, межнациональной и межконфессиональной дружбы, по обучению навыкам бесконфликтного общения, а также умению отстаивать собственное мнение, противодействовать социально опасному поведению, в том числе вовлечению в экстремистскую деятельность, всеми законными средствами;
- включение в учебные планы, учебники, учебно-методические материалы тем, направленных на воспитание традиционных для российской культуры ценностей;
- повышение профессионального уровня педагогических работников, разработка и внедрение новых образовательных стандартов и педагогических методик, направленных на противодействие экстремизму;
- обеспечение активного участия коллегиальных органов управления образовательных организаций в профилактике экстремизма среди учащихся и студентов;
- проведение социологических исследований социальной обстановки в образовательных организациях, мониторинга девиантного поведения молодежи, анализа деятельности молодежных субкультур в целях выявления фактов распространения экстремистской идеологии;
- повышение престижности образования, полученного в российских религиозных образовательных организациях, а также осуществление мер государственной поддержки системы общественного контроля за выездом российских граждан для обучения в иностранных религиозных образовательных организациях;
- включение в федеральный государственный образовательный стандарт по специальности журналистика образовательных программ по информационному освещению вопросов противодействия экстремизму;
- усиление роли общественных советов при федеральных органах исполнительной власти в деятельности по воспитанию патриотизма и формированию гражданского самосознания у молодежи;
- взаимодействие с молодежными общественными объединениями и организациями футбольных болельщиков в целях профилактики экстремистских проявлений при проведении массовых мероприятий.[6]
Технологии антиэкстремистской деятельности постоянно совершенствуются, в том числе и в правоохранительных структурах, тюменский университет старается брать на вооружение все самые лучшие наработки в этой области и размещать их на своем портале в разделе «Антитеррор» [1]. Обучать этому педагогическое сообщество региона.
В общем комплексе публично-гражданских технологий, для защиты студенческой среды, основу которой составляют молодые люди, которые завтра придут во власть, на производство, откроют свой бизнес и многое другое, университет (в силу своей специфики) как никто другой наделен мощным зарядом на формирование ценностных ориентиров, воспитание личности, патриотизма и профилактику негативных явлений.
Тюменский госуниверситет – это многонациональная семья. Здесь учатся студенты из ближнего и дальнего зарубежья. Корпоративная культура нашего вуза требует от каждого из членов большой университетской семьи быть вежливым и терпимым к людям другой национальности, проявлять уважение к иностранцам. Стоит помнить, что ценить другой народ может лишь тот, кто с истинным уважением относится к культуре собственного народа и его самобытным традициям.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антитеррор [Электронный ресурс] // Тюменский государственный университет [сайт]. - URL:
http://www.utmn.ru/antiterror/ (дата обращения 20.04.2016).
2. Бехтерев В. М. Внушение и воспитание. Санкт-Петербург: тип. П. П. Сойкина. - 1912. - 20 с.
3. Загвязинская О.А., Шиляев Н.Ф. Формирование правовой и управленческой культуры студентов // Актуальные вопросы теории и практики публичного управления и их реализации в Тюменской области. Вып. II. Сборник статей: под ред. Н.Ф.Шиляева. – Тюмень: Вектор Бук, 2015 – С.7-12
4. Загвязинская О.А. О правовой культуре и защите закона / О.А.Загвязинская. – Тюмень: Тюменские Известия. - 28 января 2012.
5. О противодействии экстремистской деятельности: федеральный закон от 25.07.2002 г. №114-ФЗ: по сост. на 23.11.2015 г. //Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 30. - Ст. 3031
6. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 г. №537: по сост. на 01.07.2014 // Собрание законодательства РФ. – 2009. -№ 20. - Ст. 2444
7. Открытая школа права [Электронный ресурс] // Тюменский государственный университет [сайт]. - URL:
http://www.utmn.ru/presse/novosti/otkrytaya-shkola-prava/ (дата обращения 21.04.2016)
8. Эти слова вот уже пять лет девиз нашего портала правовой культуры [Электронный ресурс] // Портал правовой культуры [сайт]. - URL:
http://kultura-prava.ru/ (дата обращения 20.04.2016)
Опубликовано в сборнике:
"Актуальные вопросы теории и практики публичного управления и их реализации в Тюменской области". Вып.III. Сборник статей: под ред. Шиляева Н.Ф. – Тюмень: Вектор Бук. - 2016, - С.6-12