#ПОМОГИМНЕ
#ПОМОГИМНЕ
Если Вы столкнулись с чем-то непонятным, угрожающим - сообщите об этом. Сообщение может быть анонимным.

Имя
E-mail
Сообщение *
Отправить
/ Формирование антитеррористического мировоззрения у молодежи

Формирование антитеррористического мировоззрения у молодежи

21.01.2023 2084
Ноябрь 2024
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

Если мы хотим достичь настоящего мира во всем мире, то начинать надо с детей.

– Махатма Ганди

Если будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли её трудом своим великим…

– Ярослав Мудрый

Были бы от зла сердца чисты, -
Не знал бы мир ни распри, ни вражды.

– Абдуррахман Нураддин ибн Ахмад Джами

Кто двигается вперёд в знании, но отстает в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд.

– Аристотель

Более яркого проявления слабости, чем террор, в мире не существует.

– Дэн Браун

Закон достойных — творить добро и не ссориться.

Правильные рассуждения ведут к правильным поступкам. Правильность ума ведёт к справедливости сердца.

– Виктор Гюго

Величие народа не измеряется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом; единственной мерой служит его умственное развитие и его нравственный уровень.

– Виктор Гюго

Человек, запомнивший слова мудрых, сам становится благоразумным.

– Абай Кунанбаев

Только разум, наука, воля, совесть возвышают человека. Думать, что можно иначе возвыситься, может только глупец.

– Абай Кунанбаев

Закон есть высшее проявление человеческой мудрости, использующее опыт людей на благо общества.

– Джонсон Сэмюэл

Наша жизнь — следствие наших мыслей; она рождается в нашем сердце, она творится нашею мыслью. Если человек говорит и действует с доброю мыслью — радость следует за ним как тень, никогда не покидающая.

– Дхаммапада

Люди ищут удовольствия, бросаясь из стороны в сторону, только потому, что чувствуют пустоту своей жизни, но не чувствуют еще пустоты той новой потехи, которая их притягивает.

– Блез Паскаль

Жизнь — это миг. Ее нельзя прожить сначала на черновике, а потом переписать на беловик.

– Антон Павлович Чехов

В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро.

– Аристотель

Человек, который ограничен в сердце и мыслях, склонен любить в жизни то, что ограничено. Тот, у кого ограничено зрение, не может видеть дальше длины одного локтя на дороге, по которой он идёт, или на стене, о которую он опирается своим плечом.

– Джебран Халиль Джебран

Два смысла в жизни — внутренний и внешний,
У внешнего — семья, дела, успех;
А внутренний — неясный и нездешний —
В ответственности каждого за всех.

– Игорь Губерман

Честь человека не во власти другого; честь эта в нем самом и не зависит от общественного мнения; защитой ей служит не меч и не щит, а честная и безупречная жизнь, и бой в таких условиях не уступит в мужестве всякому другому бою.

– Жан Жак Руссо

Военная сила может убить, но она не способна изменить ум, сердце, эмоции. Убийство одного человека делает больно его друзьям, родным, заражает гневом и желанием мести десять, двадцать человек вокруг — разве это не очевидно?

– Далай-лама XIV

Никогда не осуждайте человека, пока не пройдете долгий путь в его ботинках.

– Лао-Цзы

О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни.

– Блез Паскаль

Что дороже — славное имя или жизнь? Что умнее - жизнь или богатство? Что мучительнее — достигать или утрачивать? Вот почему великие пристрастия неизбежно ведут к большим потерям. А неуемное накопление оборачивается огромной утратой. Знай меру - и не придется испытать стыд. Умей остановиться — и не столкнешься с опасностями и сумеешь прожить долго.

– Лао-цзы

Большая часть нашей жизни уходит на ошибки и дурные поступки; значительная часть протекает в бездействии, и почти всегда вся жизнь в том, что мы делаем не то, что надо.

– Стендаль

Экстремисты боятся книг и ручек, сила образования пугает их. Ручки и книги — оружие, которое победит терроризм.

– Малала Юсуфзай

А. А. Клейменов — доктор исторических наук;

А. И. Григорьева — кандидат педагогических наук, доцент;

Т. В. Дьячкова (Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого)

Статья опубликована в журнале "ОБЗОР. НЦПТИ", выпуск № 2 (29) июнь 2022 года


Большое значение для формирования антитеррористического мировоззрения у обучающихся имеет усвоение ими содержания учебных дисциплин социально-гуманитарного цикла, из которых, учитывая специфику рассматриваемой проблемы, на  первый  план  выходят  «История» и «Обществознание». К числу целей преподавания первой из указанных дисциплин относится формирование у молодежи способности к определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, и одной из важных ценностных установок, бесспорно, должно стать резкое неприятие террористической и экстремистской деятельности. Учебный материал, позволяющий на основании знания исторических фактов, процессов и явлений сформировать подобные установки в соответствии с современной структурой дисциплины «История», изучается обучающимися 9—10 классов, так как именно на этом этапе обучения рассматривается прошлое России и зарубежных стран XIX—XX веков, когда развитие радикальных политических учений, рост национального самосознания этнических и религиозных меньшинств в совокупности с совершенствованием военных технологий привели к появлению и распространению терроризма в современном понимании этого слова. Важным является и то, что изучают данные периоды истории школьники 14—16 лет, которые подвергаются особенно большому риску деструктивного воздействия в целях их вовлечения в экстремистскую, террористическую и иную противоправную деятельность.

Содержание школьного курса истории потенциально позволяет при работе с обучающимися указанной возрастной группы не ограничиваться профилактическими мерами общего характера для недопущения формирования преступного мышления, озлобленности, нетерпимости, протеста и агрессии, которые иногда называют единственно возможными, а на примере конкретных исторических фактов подвести подростков к четкому осознанию того, что террористическая деятельность никогда не приводила к достижению поставленных организаторами политических, социальных или религиозных целей, при этом, какими бы «благородными» и «чистыми» ни казались намерения террористов, порочный характер выбранного ими способа действий неизбежно при- водил к жертвами среди невиновных и разрушению судеб самих исполнителей. Анализ учебно-воспитательного потенциала содержания школьного курса истории России показывает, что он используется для формирования антитеррористического мировоззрения обучающихся в современной школе, но далеко не в полной мере.

Особенно заметно данный аспект проявляется при изучении политических событий в Российской империи середины XIX — начала XX века, когда наша страна одной из первых в мире столкнулась с таким явлением, как политический терроризм. Его создателями стали лидеры радикального крыла движения народников, поставившие, казалось бы, прогрессивную цель в виде достижения социальной справедливости и демократизации политического устройства, но на практике пытавшиеся ее добиться через кровавые террористические акты, нацеленные на пробуждение народного движения через показа- тельную ликвидацию императора, членов его семьи, представителей правительства и т. д.

 В современных учебниках истории, в том числе входящих в федеральный перечень и составленных в соответствии с историко-культурным стандартом, по сложившейся за долгие годы традиции основное внимание обращено на идеологию народничества, упоминаются факты индивидуального террора, но воздействие подобных методов на судьбы отдельных людей подробно не рассматривается. В качестве примера можно привести весьма широко используемый в современной школе учебник по истории России издательства «Просвещение», где при описании террористического акта 1 марта 1881 года, в результате которого был убит император Александр II, сообщатся только о факте смертельного ранения царя и двух взрывах. Упоминание того, что в результате действий заговорщиков погибли казак охраны, проходивший мимо крестьянин и 14-летний мальчик, работавший в мясной лавке, отсутствует. Тем не менее, для наглядной демонстрации сути терроризма необходимо показать, что указанный акт не только не вызвал революцию и обернулся казнью организаторов и исполнителей, но и привел к напрасным жертвам среди прохожих, представлявших в том числе «простой народ», о защите которого так много говорили лидеры террористов, при этом оттолкнул от народников большинство лиц, ранее симпатизировавших их политическим стремлениям.

Подобная акцентированная демонстрация сути терроризма на примерах из отечественной истории должна носить систематический характер. Из других показательных, но обделенных вниманием эпизодов можно назвать террористические акты в Москве 8 января 1977 года, организованные представителями радикальных националистических армянских группировок и приведшие к многочисленным жертвам среди пассажиров метрополитена и прохожих на улицах столицы. Не имея никаких существенных причин, кроме подогреваемого иностранными спецслужбами шовинизма, эти террористические акты обернулись лишь смертями и увечьями невинных людей, а также заслуженной карой для самих террористов. Тем не менее, упоминание угрозы терроризма в СССР брежневской поры отсутствует даже в последней редакции «Концепции преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы», определяющей обязательный компонент содержания школьного курса истории. Разумеется, в рамках изучения постсоветского периода истории рассматриваются трагические события в Чеченской Республике и террористические атаки, которым подвергли различные города России некоторое время хозяйничавшие в Чечне международные террористические организации. 

Обращаясь к этой болезненной проблеме, все же следует в большей мере обращать внимание на то, что на рубеже XX—XXI веков наша страна не просто столкнулась с ростом сепаратизма, а оказалась атакована международными террористическими силами, манипулировавшими националистически настроенной частью населения некоторых республик Северного Кавказа. Единственным итогом стали многочисленные человеческие жертвы с обеих сторон конфликта, экономическая разруха в регионе и рост взаимного недоверия среди этнических групп. На конкретных примерах следует показать обучающимся, что международные террористические группировки, обосновавшиеся в различных частях мира, разрушают жизни своих марионеток и их родных, приносят смерть и страдания невинным людям, не добиваясь никаких целей, кроме убийств и обогащения своих немногочисленных лидеров, что методы террористических сетей с развитием технологий совершенствуются, но сам терроризм как явление в своей основе за последние годы не изменился. Осознание сути проблемы, в свою очередь, позволит старшеклассникам лучше понять суть внешней политики Российской Федерации, важность борьбы с международным терроризмом даже за пределами нашей страны.

Иные, но не менее важные компоненты антитеррористического мировоззрения формируются в рамках дисциплины «Обществознание», изучающей общество как сложную многокомпонентную систему и человека как субъект разнообразных общественных отношений. Учитывая задачу курса, в нем рассматриваются основные проявления жизни современного общества, в том числе и наиболее болезненные проблемы. В учебных программах, реализуемых в российских школах, суть международного терроризма, его воздействие на общество рассматривается в 10—11 классах. В качестве примера может быть приведен широко используемый в учебном процессе учебник по обществознанию для 10 класса под редакцией Л. Н. Боголюбова, в котором в рамках отдельного параграфа рассмотрена глобальная проблема терроризма, причины возникновения данного явления, его влияние на современное общество, связь с такими пороками современности, как наркоторговля, проституция, торговля оружием.

 Представители учительского сообщества в целом осознают учебно- воспитательную значимость данной темы, часто используют ее при организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся. Тем не менее, необходимо отметить, что современная специфика, проявляющаяся в использовании социальных сетей обучающимися все более раннего возраста, позволяет считать целесообразным и их более ранее знакомство с характерными проявлениями террористической деятельности, уже в 8—9 классах.

Помимо того, необходимость антитеррористического просвещения никак не отражена в таком важном документе, как «Концепция преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные про- граммы», определяющем основное содержание данной дисциплины в школах Российской Федерации. Потенциально это превращает рассмотрение проблемы терроризма в вариативный компонент учебных изданий и программ, который со временем может исчезнуть, что, учитывая характер современного состояния дел, явно недопустимо. В качестве возможной альтернативы может быть предложено периодически затрагивать проблему угрозы терроризма на протяжении всего срока изучения дисциплины «Обществознания», демонстрируя очевидную тесную связь террористической активности с такими негативными явлениями, как национализм, социальное неравенство, коррупция, религиозная нетерпимость и др. 

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что предметное содержание дисциплин социально- гуманитарной направленности для формирования антитеррористического мировоззрения подрастающего поколения сейчас используется лишь частично. Чтобы заложенный в предметах «История» и «Обществознание» воспитательный потенциал был реализован в полной мере, необходимо прежде всего внести некоторые изменения в содержание учебных материалов. 

Еще одной важной слагающей успеха является более последовательная опора на методы преподавания, способные сформировать у обучающихся целостное, осознанное и эмоционально- окрашенное отношение к террористической угрозе. Речь идет об интерактивных методах, позволяющих школьникам получить преставление о данном явлении и его последствиях через коллективную учебную деятельность; проектно-исследовательской работе, призванной подтолкнуть их к самостоятельному осознанию разрушительных последствий террористической деятельности; использовании историко-антропологического подхода, дающего возможность на конкретно-историческом материале показать судьбы реальных людей, ставших жертвами терроризма в отдаленном или недавнем прошлом.

Одним из приоритетов в образовательной политике, направленной на противодействие вовлечению подростков и молодежи в террористические и экстремистские организации, является организация профилактической работы, учитывающей возрастные особенности обучающихся.

Наиболее опасным с точки зрения вхождения в поле экстремистской активности является возраст от 14 до 22 лет. В это время происходит наложение двух важнейших психологических и социальных факторов. В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, определением смысла и ценности жизни. Именно в это время подросток озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности, которая формируется по самой примитивной схеме «мы» — «они».

Поиск  идентичности,   попытки   закрепиться в жизни ведут к неуверенности, желанию сформировать круг близких людей, найти ответственного за все беды и неудачи. Таким кругом вполне может быть экстремистская субкультура, неформальное объединение, политическая радикальная организация или тоталитарная секта, дающая им простой и конкретный ответ на вопросы «что делать» и «кто виноват».

Успешная профилактика терроризма и экстремизма в подростковой и молодежной среде невозможна без действующей системы научно-методического сопровождения этой работы и создания соответствующих психолого-педагогических условий в образовательных организациях. Предполагается осуществление следующей деятельности:— проведение ежегодного мониторинга, направленного на изучение проблем и социального самочувствия детей, подростков и молодежи, исследование девиаций в коммуникабельности как в самих школьных коллективах, так и в общении с другими людьми, другими этническими, социальными, культурными и языковыми группами; —воспитание в духе толерантности, направленное на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим народностям и культурам, и способствующее формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработке суждений, основанных на моральных ценностях.

Работа по внедрению в образовательных организациях программ и методик воспитания толерантности начинается, прежде всего, с педагогических коллективов. Ни один педагог не сможет обучить тому, чего не осознал и не принял для себя сам. К сожалению, в общении с обучающимися педагоги чаще всего демонстрируют образец авторитарного, «интолерантного» поведения, вызывая адекватную реакцию у подростков.

Необходимо помнить, что основной принцип толерантности — норма цивилизованного компромисса. Культура ненасилия в повседневной школьной жизни может стать реальностью только при решении проблемы перехода к педагогике ненасилия, к гуманной педагогике, которая поддерживает, развивает, оберегает «человечность в человеке». Необходимо научиться в работе с детьми и молодежью не только сохранять свой авторитет, но и оказывать правильное воздействие на формирующуюся личность. Этому способствует создание в образовательных организациях таких условий, где подросток и молодой человек будут иметь возможность удовлетворить свои потребности, которые в нереализованном виде могут стимулировать их участие в неформальных объединениях девиантной направленности.

Задача педагогов состоит в умении найти подход к любому трудному подростку, в отказе от прежних поведенческих традиций, декларативной формы общения с родителями обучающихся. Ориентация должна быть направлена на то, что ребенок в этом процессе — активный участник, а не пассивный объект воспитательной деятельности.

Важное место в общей системе профилактики отводится деятельности детских и молодежных общественных объединений, задачей которых является организация позитивного развивающего досуга подростков и молодежи.

Задача педагогического сообщества заключается в привлечении несовершеннолетних к участию в патриотическом движении, созданию поисковых отрядов, работе в центрах дополнительного образования. Участие в экспедициях, поисковых работах по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества, приобщение обучающихся старших классов к занятиям военно-прикладными видами спорта не только помогут физическому и духовному оздоровлению подростков, но и позволят развить противостояние экстремизму и терроризму.

Необходимо создание условий для оптимизации социальной среды, пространства взаимодействия, стимулирования у подростков и юношества положительных эмоций от участия в реализации социальных проектов, от анализа достижимых перспектив, а также от реального опыта решения проблем молодого поколения.

Как никогда важно включение обучающихся в социокультурное пространство ближайшего сообщества и социума в целом. Итогом такой работы должно стать:

—        формирование толерантной, ответственной, успешной личности, ориентированной на ценности гражданственности и патриотизма;

—        разработка системы психокоррекционной работы, нацеленной на профилактику агрессии, развитие умений социального взаимодействия, рефлексии, саморегуляции, формирование навыков толерантного поведения, выхода из деструктивных культов, организаций, субкультур.

В последнее время участились экстремистские проявления в подростковой и молодежной среде на межнациональной почве. В целях профилактики экстремизма и формирования межнационального согласия в молодежной среде необходимо:

—        повысить роль подростковых и молодежных общественных объединений в жизни образовательных организаций, степень их влияния на процессы в детской среде;

—        организовать в образовательных организациях факультативные курсы по изучению законодательства в сфере противодействия экстремизму, создать тематические стенды, активнее привлекать органы правопорядка к данной работе;

—        разработать и реализовать с участием национальных диаспор комплекс мероприятий по развитию межнационального диалога и интернационализма в молодежной и подростковой среде, создание клубов национальной дружбы;

—        ввести в образовательные программы образовательных организаций преподавание основ межнационального общения и интернационального воспитания обучающихся;

 —       развивать клубные формы работы, основанные на идеях неформальных отношений, демократизма, самоуправления и самоорганизации;

—        в рамках воспитательной деятельности образовательных организаций усилить внимание к мероприятиям по пропаганде культуры и традиций народов России и обучению навыкам бесконфликтного общения, а также просвещению обучающихся о социальной опасности преступлений на почве ненависти для российского общества.

Педагогическому сообществу необходимо учитывать тот факт, что непосредственная прямая профилактика не дает практически никакого эффекта, в связи с чем необходимо выстраивать систему этой деятельности с опорой на косвенные, «мягкие» методы и формы работы, оптимизирующие и среду, и личность. Внимание должно быть сосредоточено на особой социально-психологической ситуации в жизни любого человека в возрасте от 14 до 22 лет. В основе организации системы профилактической работы, особенно с обучающимися, пребывающими в кризисном возрасте, должна лежать идея управляемой социализации, когда социально-психологические процессы, происходящие с подростком, профессионально сопровождаются соответствующими специалистами, причем не всегда являющимися представителями официальных институтов.

Таким образом, процесс формирования антитеррористического мировоззрения молодежи будет результативным при условии обеспечения интеграции, единства и целостности сознания личности как гражданина поликультурного общества на основе присвоения системы общечеловеческих ценностей и свободы его самовыражения.

Литература:

1 Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организация Российской Федерации, реализующих основные общеобра- зовательные программы [Электронный ресурс]. URL: https:// docs.edu.gov.ru/document/b12aa655a39f6016af3974a98620bc34/ (Дата обращения: 03.03.2021). 2 Ильиных М. П. История международного терроризма как явления // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. — М., 2016.

Т. 1. Вып. 3. — С. 84—93.

3 Бочаров Р. А. Профилактика политического экстремизма и терроризма в молодежной среде // Власть. — М., 2013. № 5. — С. 46—49.

4 Будницкий О. В. «Кровь по совести»: терроризм в России (вторая половина XIX — начало XX в.) // История терроризма в России в документах, био- графиях, исследованиях. — Ростов-на-Дону, 1999.

5 История России. 9 класс: учебник для общеобразоват. организаций / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, А. А. Левандовский, А. Я. Токарева; под. ред.

А. В. Торкунова; в 2-х ч. — М., 2016. Ч. 1.

6 Сафронова Ю. «Вчера убит на улице Государь Александр Николаевич» (восприятие монарха как «мишени для террористов») // Александр II. Трагедия реформатора: люди в судьбах реформ, реформы в судьбах людей: сборник статей / отв. ред. В. В. Лапин. — СПб., 2012. — С. 214—239.

7 Кузнецов О. Ю. История транснационального армянского терроризма в ХХ столетии. Историко-криминологическое исследование. — М., 2015. — С. 164—165. 8 Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организация Российской Федерации, реализующих основные общеобра- зовательные программы [Электронный ресурс]. URL: https:// docs.edu.gov.ru/document/b12aa655a39f6016af3974a98620bc34/ (Дата обращения: 03.03.2021).

9 Россошанский В. В., Горбаченко А. А. Современный терроризм и его проявления: учебн. пособие. — Волгоград, 2020. — С. 12—14.

10 Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Л. Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянов, А. В. Белявский [и др.]; под. ред. Л. Н. Боголюбова. — М., 2018. — С. 93—99.

11 Концепция преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные обще- образовательные программы [Электронный ресурс]. URL: https:// docs.edu.gov.ru/document/9906056a57059c4266eaa78bff1f0bbe (Дата обращения: 03.03.2021).

12 Россошанский В. В., Горбаченко А. А. Современный терроризм и его проявления: учебн. пособие. — Волгоград, 2020. — С. 13—14.

13 Дьячкова Т. В, Хавронюк О. В. Формирование российской гражданской идентичности личности: вопросы теории и практики: методич. пособие / науч. ред. Н. В. Брызжева, А. И. Григорьева. — Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2016. — 264 с


Поделиться

Полезные ресурсы