#ПОМОГИМНЕ
#ПОМОГИМНЕ
Если Вы столкнулись с чем-то непонятным, угрожающим - сообщите об этом. Сообщение может быть анонимным.

Имя
E-mail
Сообщение *
Отправить
/ Краткое руководство. Эффективная система профилактики: антитеррористическое сознание и новые практики

Краткое руководство. Эффективная система профилактики: антитеррористическое сознание и новые практики

21.09.2022 839
Ноябрь 2024
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

Если мы хотим достичь настоящего мира во всем мире, то начинать надо с детей.

– Махатма Ганди

Если будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли её трудом своим великим…

– Ярослав Мудрый

Были бы от зла сердца чисты, -
Не знал бы мир ни распри, ни вражды.

– Абдуррахман Нураддин ибн Ахмад Джами

Кто двигается вперёд в знании, но отстает в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд.

– Аристотель

Более яркого проявления слабости, чем террор, в мире не существует.

– Дэн Браун

Закон достойных — творить добро и не ссориться.

Правильные рассуждения ведут к правильным поступкам. Правильность ума ведёт к справедливости сердца.

– Виктор Гюго

Величие народа не измеряется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом; единственной мерой служит его умственное развитие и его нравственный уровень.

– Виктор Гюго

Человек, запомнивший слова мудрых, сам становится благоразумным.

– Абай Кунанбаев

Только разум, наука, воля, совесть возвышают человека. Думать, что можно иначе возвыситься, может только глупец.

– Абай Кунанбаев

Закон есть высшее проявление человеческой мудрости, использующее опыт людей на благо общества.

– Джонсон Сэмюэл

Наша жизнь — следствие наших мыслей; она рождается в нашем сердце, она творится нашею мыслью. Если человек говорит и действует с доброю мыслью — радость следует за ним как тень, никогда не покидающая.

– Дхаммапада

Люди ищут удовольствия, бросаясь из стороны в сторону, только потому, что чувствуют пустоту своей жизни, но не чувствуют еще пустоты той новой потехи, которая их притягивает.

– Блез Паскаль

Жизнь — это миг. Ее нельзя прожить сначала на черновике, а потом переписать на беловик.

– Антон Павлович Чехов

В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро.

– Аристотель

Человек, который ограничен в сердце и мыслях, склонен любить в жизни то, что ограничено. Тот, у кого ограничено зрение, не может видеть дальше длины одного локтя на дороге, по которой он идёт, или на стене, о которую он опирается своим плечом.

– Джебран Халиль Джебран

Два смысла в жизни — внутренний и внешний,
У внешнего — семья, дела, успех;
А внутренний — неясный и нездешний —
В ответственности каждого за всех.

– Игорь Губерман

Честь человека не во власти другого; честь эта в нем самом и не зависит от общественного мнения; защитой ей служит не меч и не щит, а честная и безупречная жизнь, и бой в таких условиях не уступит в мужестве всякому другому бою.

– Жан Жак Руссо

Военная сила может убить, но она не способна изменить ум, сердце, эмоции. Убийство одного человека делает больно его друзьям, родным, заражает гневом и желанием мести десять, двадцать человек вокруг — разве это не очевидно?

– Далай-лама XIV

Никогда не осуждайте человека, пока не пройдете долгий путь в его ботинках.

– Лао-Цзы

О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни.

– Блез Паскаль

Что дороже — славное имя или жизнь? Что умнее - жизнь или богатство? Что мучительнее — достигать или утрачивать? Вот почему великие пристрастия неизбежно ведут к большим потерям. А неуемное накопление оборачивается огромной утратой. Знай меру - и не придется испытать стыд. Умей остановиться — и не столкнешься с опасностями и сумеешь прожить долго.

– Лао-цзы

Большая часть нашей жизни уходит на ошибки и дурные поступки; значительная часть протекает в бездействии, и почти всегда вся жизнь в том, что мы делаем не то, что надо.

– Стендаль

Экстремисты боятся книг и ручек, сила образования пугает их. Ручки и книги — оружие, которое победит терроризм.

– Малала Юсуфзай

Венцель Сергей Владимирович — младший научный сотрудник Национального центра информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет, г. Ростов-на-Дону

Данный материал, в первую очередь, предназначен для сотрудников образовательных организаций высшего образования, ответственных за реализацию деятельности по профилактике распространения идеологии терроризма в образовательной среде для формирования антитеррористического сознания среди обучающихся.

Источник: Журнал Обзор.НЦПТИ Выпуск № 4 (27) Декабрь 2021 


Антитеррористическое сознание как понятие

Формирование антитеррористического сознания, в том числе в образовательном пространстве, является достаточно сложным процессом, результативность которого зависит от большого количества факторов: правильно выстроенная структура профилактики распространения идеологии терроризма; компетентность ответственных за проведение профилактической работы сотрудников; адекватные форматы мероприятий, выбранных для работы с населением. Перед тем, как разобраться с методиками формирования такого сознания, следует обозначить, что представляет собой антитеррористическое сознание и как закреплена необходимость его формирования в действующем российском законодательстве.

Единого определения термина «антитеррористическое сознание» в гуманитарных науках нет. Для начала следует обратиться к термину «сознание», одном из основных понятий в философии, психологии и социологии. С философской точки зрения сознание — это то, что делает нас собственно людьми, это способность мыслить, рассуждать и определять свое отношение к действительности. В психологии под сознанием понимается состояние психической жизни организма, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и тела организма, а также в отчете об этих событиях и ответной реакции на эти события. Социологи же представили в свое время миру такое понятие, как «общественное сознание» — воззрения и взгляды людей как членов общества в их совокупности на явления природы и социальную реальность, причем данные воззрения могут выражаться в творениях духовной и материальной культуры (музыка, кинематограф, скульптура и т. д.), в социальных нормах (например, законы), взглядах социальных групп и общества в целом.

Исходя из этого, антитеррористическое сознание можно определить как систему взглядов о неприемлемости террористических проявлений, о терроризме как общественно-опасном явлении, а также о позитивном характере мер, направленных на противодействие террористическим угрозам, на защиту общества и государства от терроризма. Важно подчеркнуть, что правильно выстроенное антитеррористическое сознание должно выстраивать защитный барьер перед возможностью вербовки в ряды террористических организаций, а также перед самим появлением мысли в голове у гражданина о том, что какие-либо общественные проблемы можно решить посредством террористической деятельности.

Актуальная законодательная база в Российской Федерации, регламентирующая необходимость формирования антитеррористического сознания

Необходимость формирования антитеррористического сознания достаточно жёсткозакреплена в действующем законодательстве Российской Федерации:

— Федеральный закон от 6 марта 2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» закрепляет приоритет мер предупреждения терроризма как один из принципов противодействия угрозе. Закон устанавливает, что на федеральном уровне данным направлением занимается Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти в рамках своих компетенций, на региональном уровне — высшее должностное лицо субъекта и высший исполнительный орган государственной власти субъекта, а на муниципальном уровне — органы местного самоуправления;

— Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года) фиксирует, что противодействие терроризму осуществляется по следующим направлениям: предупреждение (профилактика) терроризма (в том числе, формирование антитеррористического сознания), борьба с терроризмом, минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма. В рамках первого направления решаются такие задачи, как: разработка мер и осуществление мероприятий по устранению причин и условий, способствующих возникновению терроризма; противодействие распространению идеологии терроризма; использование законодательно разрешенных методов воздействия на поведение отдельных лиц (групп), склонных к действиям террористического характера; разработка мер и осуществление профилактических мероприятий по противодействию терроризму;

— а также Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019–2023 годы (утв. Президентом Российской Федерации 28 декабря 2018 г. № Пр-2665), реализация мероприятий которого направлена на защиту населения страны от пропаганды и идеологического воздействия терроризма. Одной из приоритетных задач данного стратегического документа является реализация мер по формированию у населения России антитеррористического сознания.

Задачи по формированию антитеррористического сознания у населения Российской Федерации

Чтобы сформировать среди всего населения России антитеррористическое сознание, следует регулярно выполнять следующие задачи:

— во-первых, развитие правосознания граждан. Согласно Основам государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом Российской Федерации 4 мая 2011 года), без высокой правовой культуры не могут быть в полной мере реализованы базовые ценности и принципы жизни общества: верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надёжной защищённости публичных интересов. В контексте формирования антитеррористического сознания граждане должны знать, какая юридическая ответственность установлена в РФ за террористическую деятельность (например, ст. 205, 205.1, 205.2, 205.3. 205.4, 205.5, 205.6 Уголовного кодекса Российской Федерации). В некоторых из перечисленных статей установлено, что «лицо, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению либо пресечению преступления, которое оно финансировало и (или) совершению которого содействовало, и если в его действиях не содержится иного состава преступления». Не все граждане знают о существовании данной установки;

 — во-вторых, формирование установок у граждан о деструктивной сущности идеологии терроризма и террористической деятельности. Например, на решение данной задачи направлен пункт 2.1. Комплексного плана, предполагающий ежегодное проведение публичных мероприятий, приуроченных ко Дню солидарности в борьбе с терроризмом (3 сентября) с привлечением политиков, ученых, деятелей культуры и спорта, представителей институтов гражданского общества;

— в-третьих, проведение информационно-пропагандистской кампании по положительной презентации эффективных государственных и общественных мер, направленных на противодействие распространению идеологии терроризма и террористической деятельности в целом. Такая кампания должна проводиться на всех возможных ресурсах: начиная от разделов антитеррористической направленности на сайтах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и заканчивая новостными порталами СМИ и социальными медиа.

Особенно важным является формирование антитеррористического сознания среди молодежи, поскольку данная социальная группа в силу своих особенностей является наиболее уязвимой перед идеологическим воздействием террористических организаций.

Выстраивание эффективной системы профилактики в вузе для формирования антитеррористического сознания

Чтобы обеспечить качественное формирование антитеррористического сознания в образовательной среде, ответственным за данное направление сотрудникам следует выстроить эффективную систему профилактики. Работа над выстраиванием данной системы идет по нескольким направлениям:

— во-первых, институционализация самой структуры профилактики в рамках образовательной организации высшего образования. На уровне руководства организации следует разработать положение о структуре управления деятельностью по профилактике распространения идеологии терроризма и экстремизма, а также приказы о назначении лиц из числа сотрудников, ответственных за профилактику. Структура управления должна включать в себя стратегический уровень (функционал ректора и проректоров) и тактический уровень (функционал ответственных за реализацию профилактической работы сотрудников);

— во-вторых, обучение и повышение компетентности сотрудников, ответственных за реализацию профилактической работы. В Комплексном плане закреплены два пункта, обеспечивающих исполнение задачи: пункт 4.1.2., предписывающий обеспечивать повышение квалификации государственных и муниципальных служащих, а также иных работников, участвующих в рамках своих полномочий в реализации мероприятий по противодействию идеологии терроризма; и пункт 4.5.1., закрепляющий необходимость в целях совершенствования деятельности и обмена опытом по противодействию идеологии терроризма обеспечить проведение конференций, форумов, семинаров и круглых столов. Для выполнения первого пункта сотрудники могут проходить, в том числе в Учебно-методических центрах по профилактике терроризма на базе десяти федеральных университетов, а также в НЦПТИ;

— в-третьих, разработка плана мероприятий в рамках реализации Комплексного плана на базе образовательной организации высшего образования. Желательно план разрабатывать на каждый учебный год. В плане по каждому мероприятию должна быть следующая информация: название, описание цели и ожидаемых результатов, сроки исполнения, ответственные за проведение мероприятия сотрудники, обоснование необходимости проведения мероприятия со ссылкой на Комплексный план. Помимо плана мероприятий следует разрабатывать отдельный медиаплан для системной работы по информационному сопровождению профилактических мероприятий;

— в-четвертых, реализация профилактической работы в сети Интернет, а также информационное сопровождение проводимых мероприятий. Для выполнения данной задачи руководству образовательной организации следует: создать специальный раздел антитеррористической направленности, в котором будут, в том числе сформированы отдельная новостная лента мероприятий, а также отдельный блок с позитивным профилактическим контентом; регулярно размещать информацию о проводимых мероприятиях и позитивный профилактический контент в сообществах и аккаунтах образовательной организации в социальных сетях с учетом особенностей каждой из платформ размещения; а также направлять пост-релизы о проведенных мероприятиях и созданный позитивный профилактический контент в региональные и федеральные СМИ для распространения информации о проделанной работе и популяризации эффективных практик работы;

— в-пятых, организация регулярного мониторинга среди студентов на предмет отношения к идеологии терроризма и к проводимым на базе образовательной организации профилактическим мероприятиям с целью формирования антитеррористического сознания. Мониторинг можно проводить, например, через социологические опросы среди студентов, в первую очередь анонимные. Другой интересный метод — проведение фокус-группового исследования. Мониторинг позволяет выявлять актуальные угрозы, корректировать профилактическую работу и делать ее эффективнее. Если в вузе нет возможности проводить самостоятельно такие исследования, следует изучать опыт коллег, многие из которых публикуют результаты в виде научных статей.

Например, проведенное в 2019–2021 годах НЦПТИ социологическое исследование среди студентов вузов всех федеральных округов позволило установить следующий вывод о проводимой профилактической работе: лишь небольшой процент от общей совокупности молодых людей подвержен влиянию профилактических мероприятий, предположительно активисты, участвующие во многих вузовских мероприятиях.

Подавляющее большинство о проведении подобных мероприятий не знает, что говорит о низком уровне информационной вовлеченности студенчества в жизнь собственного вуза. Показатели по охватам студентов профилактическими антитеррористическими материалами незначительно отличаются от показателей по мероприятиям в лучшую сторону, однако и эти результаты нельзя назвать удовлетворительными. Как и прежде, актуализируется необходимость в разработке и распространении качественных и ориентированных на аудиторию материалов, в частности, в условиях прогрессирующей цифровизации жизни.

Проблемные аспекты реализации Комплексного плана в образовательных организациях высшего образования НЦПТИ на основе ежегодного анализа исполнения пунктов Комплексного плана образовательными организациями высшего образования, подведомственных Минобрнауки России, выделяются следующие недостатки по содержательному наполнению профилактических мероприятий:

1. Несоответствие ряда мероприятий тематике противодействия идеологии терроризма. Особенно характерен такой недостаток при проведении мероприятий в рамках исполнения пункта 2.2.1 Комплексного плана, когда организаторы мероприятий делают акцент исключительно на привитие указанных ценностей, упуская антитеррористическую тематику. Показательный пример — многочисленные молодежные межнациональные форумы, в программу которых входит преимущественно презентация различных элементов национальных культур без мероприятий антитеррористической направленности.

2. Доминирование лекционных и иных форматов, в которых отсутствует интерактивная составляющая. Такие форматы предполагают, что студенты являются исключительно объектом воздействия, их мнение может не учитываться. Достаточно часто данный формат используются при проведении мероприятий в рамках исполнения ранее обозначенного пункта 2.2.1 Комплексного плана.

3. Незначительное включение лидеров мнений, представителей общественных и религиозных организаций, деятелей науки, культуры и искусства в процесс профилактической работы. В ряде пунктов Комплексного плана, например пункты 1.6.2, 1.8.3, 2.1.4, 3.1.1.5, достаточно ясно обозначена необходимость их привлечения к проведению мероприятий. Однако организаторы ряда профилактических мероприятий ограничиваются приглашением только представителей правоохранительных органов для разъяснения ответственность за террористическую и экстремистскую деятельность.

4. И, наконец, проблема отнесения ответственными за профилактику специалистами мероприятий к тому или иному пункту Комплексного плана. Достаточно распространена практика отнесения мероприятий пункта 2.2.1 Комплексного плана либо к пункту 1.6 или 1.8, либо к пункту 4.5.1.

 


Поделиться

Полезные ресурсы