Жученко Виктория Сергеевна – аналитик Национального центра информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет, г. Ростов-на-Дону.
Источник: Журнал Обзор.НЦПТИ, выпуск № 3(26). Сентябрь 2021.
Молодежь как социальновозрастная группа традиционно считается одной из ключевых целевых аудиторий в профилактике идеологии терроризма и экстремизма. Со школьниками и студентами ссузов и вузов проводят разъяснительную работу, демонстрируют социальные видеоролики и документальные фильмы, устраивают тематические круглые столы и классные часы. Опосредованно, через курсы повышения квалификации и рабочие семинары, профилактическая работа затрагивает и сотрудников образовательных организаций, специалистов органов местного самоуправления и исполнительных органов власти. В этой системе неохваченными остаются родители несовершеннолетних школьников и студентов, которые, с одной стороны, имеют большое влияние на своих детей, с другой стороны, не обладают должной информированностью об информационных угрозах, проблемах распространения экстремистских идей и идеологии терроризма, с которыми могут столкнуться их дети.
По причине неосведомленности родителей несовершеннолетних о степени опасности различных информационных угроз, возникает ряд проблем: конфликты родителей с образовательными организациями; неспособность родителей на ранних стадиях заметить тревожные признаки увлечения детьми радикальными идеями или попадания в чрезвычайную ситуацию; незнание алгоритмов поведения для оказания помощи ребенку при столкновении с информационной угрозой; увеличение количества преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних или при их участии.
Кроме этого, важно помнить, что родители несут полную ответственность за действия своих несовершеннолетних детей. Например, статья 5.35 «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних» Кодекса об административных правонарушениях РФ предусматривает административный штраф в размере от ста до пятисот рублей за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних.
Согласно Семейному кодексу РФ (ст. 63 и ст. 64) на родителей (иных законных представителей) возлагается и ответственность за физическое, психическое, духовное и нравственное развитие детей. И по нормам Гражданского кодекса РФ, именно они отвечают за вред, причиненный несовершеннолетним, если не докажут, что вред возник не по их вине.
Широка и правоприменительная практика. В одних случаях родителей привлекают к ответственности за преступления их детей: в 2020 году в Иркутске на мать 10-летнего школьника составили протокол об административном правонарушении по статье «Неисполнение родителями обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних» из-за обнародованного в социальной сети видео, где ребенок пинает ногой голубя. Есть также масса примеров, когда родители не смогли предотвратить угрозу, направленную ни их ребенка, из-за незнания признаков, на которые необходимо обращать внимание (в большей степени это затрагивает проблему подростковых суицидов, наркомании и буллинга). Такие случаи реже становятся инфоповодом для СМИ, но это не свидетельствует об отсутствии самой проблемы.
Однако стоит учитывать, что слабая профилактическая работа с этой целевой группой имеет и ряд объективных причин: необязательный характер участия самих родителей в профилактических мероприятиях (их незаинтересованность и незамотивированность), трудности в определении даты и места (различное время окончания рабочего времени, время отпуска, болезни и т. д.).
На сегодняшний день в России действуют относительно немного программ/проектов, которые направлены на помощь родителям в обеспечении информационной безопасности их ребенка. Также стоит отметить, что большинство из них носят внесистемный и эпизодический характер. Среди наиболее известных инструментов информационно просветительской работы с родителями несовершеннолетних можно назвать несколько проектов.
Например, рассылка «Мел – родителям школьников» от проекта «Мел», в которой создается подборка материалов по дистанционному обучению, экзаменам, интервью с учителями на актуальную тематику, ответы на вопросы и т. д. «Мел» – один из немногих проектов, который целенаправленно выделяет родителей в качестве самостоятельной целевой аудитории. Однако тематика, поднимаемая ими, достаточно обширна и затрагивает в целом проблемы образования.
Нередко можно встретить и специальные вебинары и тренинги, которые ведут на коммерческой основе отдельные психологи, тренера или коучи. Основные площадки для распространения таких форм взаимодействия с родителями школьников – социальные сети Facebook и Instagram. Поднимаемые проблемы имеют широкий охват: от школьного буллинга до интернет-зависимости. Такие мероприятия обычно не отличаются высоким качеством, однако, играют роль обзорных и вводных, актуализируя саму проблематику информационной безопасности.
Проблема безопасности обычно более подробно раскрывается в рамках проектной деятельности самих образовательных организаций и в рамках работы НКО. И если в первом случае эта работа понятна – это родительские собрания, взаимодействие с родителями классных руководителей в индивидуальном порядке, родительские всеобучи и месячники, то более разнообразна деятельность НКО.
Одним из грантооператоров, поддерживающих такие проекты, является Фонд президентских грантов. Так, в 2019 году в Архангельской области открыли «Родительское Кафе», в рамках мероприятий которого родители обсуждали наболевшие проблемы со специалистами из органов власти, образовательных организаций, НКО. Актуальность работы с родителями обосновывалась данными региональной прокуратуры, согласно которым, в 2018 году за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию детей почти 8 тысяч родителей и законных представителей привлечены к административной ответственности, а около 2 тысяч семей находятся в социально опасном положении (родители не исполняют своих обязанностей по воспитанию: дети гибнут на пожарах, выпадают из окон, проявляют суицидальные наклонности, становятся жертвами. В 2015 году таких семей в регионе было практически в два раза меньше).
В 2021 году в г. Северске Томской области запущен проект общественной организации «Родители против наркотиков» («Прозрение») – «Экстренная круглосуточная антинаркотическая помощь». Стоит отметить, что формирование антинаркотической культуры и обучение знаниям ПДД – самые популярные темы для работы в родительской среде.
Интересен опыт запуска антибуллинговой программы АНО «Журавлик» «Травли NET», которая направлена на формирование психологически безопасной атмосферы для школьников, профилактику жестокости и агрессивного поведения в детскоюношеской среде, предупреждение детских суицидов. Несмотря на то, что благополучателями выступают сами дети, информационная кампания проекта направлена прежде всего на учителей и родителей. Однако таких самостоятельных и продолжительных проектов очень мало. Как правило, социальные проекты, направленные на родителей и в помощь им, краткосрочны. Отдельное внимание заслуживает проект Сбербанка «Быть родителем. Быть киберзащитником», представляющий из себя лендинг, запущенный в 2020 году. Основной посыл: безопасность в интернете не менее важна, чем в реальной жизни. Необходимо не только научить ребёнка правилам безопасного поведения, но и самому правильно определять свой подход к заботе. На лендинге представлены статьи, памятки и чек-листы по темам кибербуллинга, кибергрумминга, хэппислепинга, буллицида, игромании, интернет-зависимости и кибермошенничества. Например, памятки «Настройки безопасности гаджетов для защиты» для различных операционных систем; чек-лист по цифровой гигиене; статьи «Онлайн-шопинг без угроз: 8 правил безопасности для тех, кто покупает в интернете», «Приложения и программы для родителей и детей, которые помогут защитить ребенка в сети», «Без конфликтов и запретов: 5 правил, которые помогут защитить ребенка в интернете» и др. И хотя проект представляет из себя завершенный продукт (он не усовершенствуется, на сайте не появляется новые материалы) проблемы, поднимаемые в нем, и многие способы их решения до сих пор актуальны.
С интересным подходом в 2020 году в разгар эпидемии коронавируса выступила Лаборатория Касперского. Они поставили в центр внимания не детей, а, наоборот, пожилых родителей, которым из-за карантинных ограничений приходится все больше времени проводить в интернет-пространстве, в то время как культура заботы о собственной онлайн-безопасности у них еще не сформировалась. В качестве решения этой проблемы была разработана программа KasperskySecurityCloudFamily, позволяющая «поделиться защитой и управлять ей в удаленном режиме». Несмотря на то, что речь идет об исключительно механическом инструменте создания безопасной интернет-среды, сам подход интересен и действительно актуален.
В 2021 году АНО «НЦПТИ» разработала онлайн-курс «Интернет без угроз. Практикум для родителей», который нацелен на родителей несовершеннолетних, классных руководителей, детских психологов и всех, кто работает со школьниками. Преимуществами онлайнкурса являются: удобный формат ознакомления: отсутствие привязки к учебным группам, конкретному времени и датам прохождения, возможность работать с материалами в любом месте за счет онлайн-формата; разнообразие форматов обучения: видеолекции, инструкции, информационные карточки, интервью, презентации, инфографика, лонгриды, словари и т.д.; возможность отработать полученные знания и навыки: тренажеры, задания, тесты; возможность задавать вопросы разработчикам и консультироваться с экспертами прямо на площадке онлайн-курса. Курс включает в себя три модуля: «Понять ребенка», «Предотвратить угрозу» и «Помочь ребенку».
В рамках первого модуля для слушателей курса был разработан словарь, в котором отражены особенности молодежной онлайн-коммуникации. Чтобы интернет не представлялся в сознании родителей как «источник зла» и одних угроз, записаны видеолекции «Обзор популярных интернет-площадок» и «Опасны ли компьютерные игры и что с этим делать?». Во втором модуле представлена информация о превентивных мерах, то есть об инструментах, которые позволят предотвратить столкновение с информационными угрозами: лонгриды «Что такое критическое мышление и зачем оно нам?» и «Что такое «родительский контроль»?», видеолекция «С какими информационными угрозами может столкнуться несовершеннолетний?», интервью «15 вопросов психологу. Информационная безопасность несовершеннолетних», презентации «10 правил медиабезопасности» и «Символика экстремистских и террористических организаций»; инфографика «Правовая ответственность несовершеннолетних».
Материалы третьего модуля направлены на оказание практической помощи тем, кто уже оказался подвержен тем или иным угрозам. Слушателям курса предложены алгоритмы поведения, если ребенок столкнулся с буллингом, кибербуллингом, последствиями секстинга, влиянием скулшутеров, интернет-мошенничеством. Разработаны инструкции, как работать с персональными данными несовершеннолетних: какие данные необходимо предоставить образовательной организации, а на обработку каких даже родитель не может дать согласие. Подводя итоги, можно прийти к следующим заключениям:
Во-первых, родители несовершеннолетних — одна из самых сложных целевых аудиторий в рамках профилактической работы по вопросам безопасности детей. Это объясняется целым перечнем факторов: от проблем с коммуникацией до слишком разнообразной и сегментированной по возрасту, убеждениям, сферам деятельности и другим параметрам аудитории.
Во-вторых, можно выделить три ключевых актора, которые целенаправленно работают с родителями несовершеннолетних с указанной проблематикой: образовательные организации (как правило, школы и средне специальные учебные заведения), не коммерческие организации, специализирующиеся на данном профиле, и коммерческие организации, которые таким образом реализуют свою социальную функцию.
В-третьих, взаимодействие с родителями на постоянной и системной основе реализуется очень редко. А что касается проблематики, то в силу специфики материала очень редко вопросы информационной безопасности рассматриваются комплексно, как правило, акцент делается на одном конкретном вопросе – наркомании, суицидальном поведении, буллинге и т. д. И лишь в последние годы можно наблюдать появление более разносторонних программ и проектов. Таким образом, просвещение и работа с родителями несовершеннолетних в сфере информационной безопасности очень актуальны в нынешней ситуации, однако в этом аспекте информационно-профилактической деятельности ещё предстоит проанализировать имеющийся опыт и выстроить более целостную систему.