#ПОМОГИМНЕ
#ПОМОГИМНЕ
Если Вы столкнулись с чем-то непонятным, угрожающим - сообщите об этом. Сообщение может быть анонимным.
Имя
E-mail
Сообщение *
Отправить
/ Анализ идеологии терроризма в контексте современных вызовов и угроз

Анализ идеологии терроризма в контексте современных вызовов и угроз

29.08.2022 874
Май 2024
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

Если мы хотим достичь настоящего мира во всем мире, то начинать надо с детей.

– Махатма Ганди

Если будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли её трудом своим великим…

– Ярослав Мудрый

Были бы от зла сердца чисты, -
Не знал бы мир ни распри, ни вражды.

– Абдуррахман Нураддин ибн Ахмад Джами

Кто двигается вперёд в знании, но отстает в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд.

– Аристотель

Более яркого проявления слабости, чем террор, в мире не существует.

– Дэн Браун

Закон достойных — творить добро и не ссориться.

Правильные рассуждения ведут к правильным поступкам. Правильность ума ведёт к справедливости сердца.

– Виктор Гюго

Величие народа не измеряется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом; единственной мерой служит его умственное развитие и его нравственный уровень.

– Виктор Гюго

Человек, запомнивший слова мудрых, сам становится благоразумным.

– Абай Кунанбаев

Только разум, наука, воля, совесть возвышают человека. Думать, что можно иначе возвыситься, может только глупец.

– Абай Кунанбаев

Закон есть высшее проявление человеческой мудрости, использующее опыт людей на благо общества.

– Джонсон Сэмюэл

Наша жизнь — следствие наших мыслей; она рождается в нашем сердце, она творится нашею мыслью. Если человек говорит и действует с доброю мыслью — радость следует за ним как тень, никогда не покидающая.

– Дхаммапада

Люди ищут удовольствия, бросаясь из стороны в сторону, только потому, что чувствуют пустоту своей жизни, но не чувствуют еще пустоты той новой потехи, которая их притягивает.

– Блез Паскаль

Жизнь — это миг. Ее нельзя прожить сначала на черновике, а потом переписать на беловик.

– Антон Павлович Чехов

В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро.

– Аристотель

Человек, который ограничен в сердце и мыслях, склонен любить в жизни то, что ограничено. Тот, у кого ограничено зрение, не может видеть дальше длины одного локтя на дороге, по которой он идёт, или на стене, о которую он опирается своим плечом.

– Джебран Халиль Джебран

Два смысла в жизни — внутренний и внешний,
У внешнего — семья, дела, успех;
А внутренний — неясный и нездешний —
В ответственности каждого за всех.

– Игорь Губерман

Честь человека не во власти другого; честь эта в нем самом и не зависит от общественного мнения; защитой ей служит не меч и не щит, а честная и безупречная жизнь, и бой в таких условиях не уступит в мужестве всякому другому бою.

– Жан Жак Руссо

Военная сила может убить, но она не способна изменить ум, сердце, эмоции. Убийство одного человека делает больно его друзьям, родным, заражает гневом и желанием мести десять, двадцать человек вокруг — разве это не очевидно?

– Далай-лама XIV

Никогда не осуждайте человека, пока не пройдете долгий путь в его ботинках.

– Лао-Цзы

О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни.

– Блез Паскаль

Что дороже — славное имя или жизнь? Что умнее - жизнь или богатство? Что мучительнее — достигать или утрачивать? Вот почему великие пристрастия неизбежно ведут к большим потерям. А неуемное накопление оборачивается огромной утратой. Знай меру - и не придется испытать стыд. Умей остановиться — и не столкнешься с опасностями и сумеешь прожить долго.

– Лао-цзы

Большая часть нашей жизни уходит на ошибки и дурные поступки; значительная часть протекает в бездействии, и почти всегда вся жизнь в том, что мы делаем не то, что надо.

– Стендаль

Экстремисты боятся книг и ручек, сила образования пугает их. Ручки и книги — оружие, которое победит терроризм.

– Малала Юсуфзай

А. В. Гордин, кандидат юридических наук, доцент;

А. В. Киселев (Академия ФСО России)

Источник: Вестник Национального антитеррористического комитета № 2 [26] 2021

Современный период социально-политического развития общества характеризуется глубоким кризисом в области идеологии, нарушением духовного единства различных слоев и групп общества. В связи с этим возникают различные идеологические течения, развивающие и распространяющие, в том числе и в Российской Федерации, идеи терроризма и экстремизма.

Приходится констатировать, что на данный момент в России все еще сохраняются условия для вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность отдельных слоев населения: граждан, потерявших идеологическую ориентацию и социальную опору; лиц, поддающихся внушению; современной молодежи, которая не имеет достаточного образования и жизненного опыта. Эти лица могут быть использованы в основном для организации и проведения несогласованных публичных мероприятий (включая протестные акции), массовых беспорядков, а также подготовки подпавших под влияние лиц к совершению террористических актов. В связи с этим крайне важной является проблема установления механизма и степени влияния идеологии терроризма на детей и молодежь, особенно через средства массовой информации и информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», в целях обучения и подготовки из них террористов-одиночек.

Изучение идеологии терроризма представляет научный интерес не только для ученых, но и для выработки эффективного стратегического планирования и стратегического прогноза безопасности Российской Федерации на долгосрочный период (с учетом оценки угроз национальной безопасности на длительное время). Следует констатировать, что современный терроризм отличается идеологическими установками, содержательная основа которых уже не носит столь ярко выраженный, как раньше, религиозный оттенок.

Анализируя терроризм как самобытное деструктивное явление, можно констатировать, что общим для всех его проявлений остается глобальная угроза безопасности человечества. При этом исторический контекст определяет тенденции развития террора: от индивидуального к групповому, от локального к массовому усиливается его агрессивность — по своему проявлению и деструктивность — по содержанию. Как верно отмечают Собольников В. В. и Путятин В. Д., предельную степень своего проявления терроризм получил в условиях глобализации и падения значимости международного права. Являясь сущностной составляющей глобальных процессов, современный терроризм превратился не только в значительный фактор нагнетания страха, но и стал средством социально-психологического воздействия на субъекты государственной политики. Несмотря на то, что законодательство большинства стран мира содержит правовые дефиниции терроризма, они по своей формулировке различны. В международном сообществе отсутствует единый подход к определению причин возникновения и распространения терроризма и его движущих сил. Это не дает возможности консолидировать борьбу с ним.

В отечественном законодательстве терроризм определяется как идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий. В качестве одного из ключевых признаков терроризма определена террористическая идеология.

Вместе с тем терроризм на современном этапе может иметь различные политические корни: сепаратистские, националистические, этнорелигиозные, анархистские, левацкие, правые и другие, направленные против проводимой государственной властью политики. Он является инструментом тех деструктивных сил, которые стремятся сохранить свое доминирование и блоковый подход к решению международных проблем. Например, практика США и их союзников по низвержению легитимных политических режимов ряда стран и провоцирования внутригосударственных нестабильности и конфликтов способствует развитию террористической деятельности в конкретном географическом регионе. Масштабы и результаты их деструктивной деятельности также актуализируют проблемы исследования идеологии терроризма в контексте современных вызовов и угроз.

Среди основных угроз государственной и общественной безопасности современной России выделены: деятельность террористических и экстремистских организаций, направленная на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, дестабилизацию работы органов государственной власти, уничтожение или нарушение функционирования военных и промышленных объектов, объектов жизнеобеспечения населения, транспортной инфраструктуры, устрашение населения, в том числе путем завладения оружием массового уничтожения, радиоактивными, отравляющими, токсичными, химически и биологически опасными веществами, совершения актов терроризма, нарушения безопасности и устойчивости функционирования критической информационной инфраструктуры Российской Федерации; деятельность, связанная с использованием информационных и коммуникационных технологий для распространения и пропаганды идеологии фашизма, экстремизма, терроризма и сепаратизма, нанесения ущерба гражданскому миру, политической и социальной стабильности в обществе.

Терроризм имеет две стороны — внешнюю и внутреннюю. Внешней его стороной являются террористические акты, которые характеризуются наличием признаков демонстрации насилия, устрашения, идеологической репрезентации. С другой стороны, невозможно понять терроризм, основываясь только на совершаемых террористических актах. В этом случае нужен глубокий, целостный анализ идеологической основы терроризма. Именно идеология является тем ключевым фактором, на котором выстраивается вся террористическая деятельность, придающая ей значимость, субъективную ценность, смысл и назначение.

Проводя анализ идеологии терроризма, важно определить понятие «идеология». При разнообразных подходах к дефиниции этого термина как наиболее распространенное при анализе мировоззрений, идей, принципов следует использовать следующее определение: идеология — это совокупность идей и взглядов, в которых оцениваются и осознаются отношения людей друг к другу, к действительности, к конфликтам и социальным проблемам и содержатся программы (цели) социальной действительности, направленные на развитие (изменение) или закрепление данных общественных отношений и конкретную мотивацию деятельности.

В контексте современных вызовов и угроз идеология терроризма характеризуется не только категоричностью, безапелляционностью, агрессивностью террористической деятельности, осуществляемой ее субъектами, но и наличием у них двойственности идеологической мотивации. Так, мотивация современных организаторов террористической деятельности и ее рядовых исполнителей существенно отличается от идеологической мотивации предшественников, террористическая деятельность которых независимо от их иерархического статуса в террористических организациях основывалась на принципах идеализма, фанатизма и жертвенности.

В основе современной идеологии терроризма — националистические, сепаратистские, клерикалистические, экстремистские, различные социальные концепции, а иногда и просто сектантские идеи. Активно используются давно усвоенные и внедренные в сознание людей положения и установки, суть которых в интересах инспираторов террористической деятельности искажается, осуществляется подмена понятий, подтасовка фактов объективной реальности. Такая идеологическая смесь может структурно изменяться от нескольких элементарных догм до достаточно стройной и убедительной идеологической концепции.

Совершенно очевидно, что идеология терроризма определяет субъективную сторону состава террористического акта и ее обязательный элемент — цель, оценивая которую юристы могут ответить на вопрос, что же именно было совершено: террористический акт или иное преступление с использованием террористических методов. Особенно в случаях, когда террористические акты стремятся использовать для разрешения различных политических или социально-экономических противоречий, нужно отчетливо разделять мотивы криминогенного поведения организаторов террористических актов и исполнителей. В этом случае анализ идеологических устремлений позволяет идентифицировать терроризм и отграничить террористическую деятельность от общеуголовной преступности. Проведение анализа террористической идеологии имеет не столько теоретический смысл, способствующий выявлению ее оснований, специфики, причин привлекательности для преступников, но и практический смысл, направленный на создание эффективного противодействия этому опаснейшему явлению, не только на уровне физического, но и идеологического противостояния. Неслучайно одной из основных задач противодействия терроризму в России является воспрепятствование распространению террористической пропаганды и идеологии терроризма, а также активизация работы по информационно-пропагандистскому обеспечению антитеррористических мероприятий. Это связано с тем, что активная пропагандистская и вербовочная деятельность террористических организаций, базирующаяся на искажении традиционных религиозных постулатов, принимает новые организационные формы, а для ее (деятельности) реализации используются современные средства коммуникации.

Например, экстремистское или террористическое содержание информации, получаемой подростками из социальных сетей, может быть ими воспринято в качестве элементов онлайн-игр, с помощью которых вербовщики террористических организаций имеют возможность для вовлечения молодежи в ряды своих сторонников. Так, по информации агентства «Интерфакс», среди иностранных боевиков, воевавших на стороне террористов в Сирии и Ираке, каждый четвертый ранее проживал на территории Европы.

И, как отмечал генеральный директор по правам человека и верховенству права генерального секретариата Совета Европы Филипп Буайя, «…более шести тысяч европейцев, среди них есть даже дети, покинули свои семьи, дома и друзей, чтобы умереть как мученики. Некоторые из них представляют реальную угрозу своим государствам, так как по возвращении на родину они либо осуществляют теракты, либо занимаются вербовкой других людей».

Таким образом, в контексте современных вызовов и угроз террористическая идеология — это мощная пружина, которая способна раскрутить маховик террористической деятельности, втягивая в нее целые группы, слои населения, этносы, сплачивая их для достижения неких жизненно значимых целей, даже если пути достижения этих целей носят насильственный и преступный характер. Поэтому в качестве главной цели противодействия идеологии терроризма следует рассматривать формирование у населения антитеррористической идеологии, воспитание у людей нетерпимости к терроризму и невосприимчивости к вовлечению в террористическую деятельность, недопущения помощи террористам и решительного осуждения использования террористических актов.

Для достижения названной цели Президентом Российской Федерации был утвержден Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019—2023 годы, в котором приоритетными задачами субъектов противодействия терроризму являются: повышение эффективности профилактической работы с лицами, подверженными воздействию идеологии терроризма, а также подпавшими под ее влияние; реализация мер по формированию у населения Российской Федерации антитеррористического сознания; совершенствование мер информационно-пропагандистского характера и защиты от идеологии терроризма информационного пространства Российской Федерации; развитие организационных и иных мер, направленных на повышение результативности деятельности субъектов противодействия терроризму. В Комплексном плане также отмечается, что деятельность по противодействию идеологии терроризма и ее научное и методическое обеспечение не в полной мере отвечают реальным потребностям практики и нуждаются в дальнейшем их совершенствовании.

В развитие научного и методического обеспечения противодействия идеологии терроризма следует подчеркнуть, что разделение современного терроризма на различные виды по идеологическим основаниям является достаточно сложным. Как уже отмечалось, специфика различных современных идеологий терроризма состоит в том, что они не являются самостоятельными, обособленными, концептуально оформленными конструкциями, а представляют собой синтез разных идеологий.

Например, в своей работе Степанова Е. А. определяет следующие виды наиболее распространенных комбинаций террористических идеологий: а) смесь религиозного фундаментализма и правого экстремизма; б) синтез левого экстремизма и радикального национализма; в) радикальный национализм (например, в исламизированных националистических группировках повстанческого движения в Ираке после 2003 года, а также в мотивационно-идеологических установках палестинских группировок ХАМАС и «Исламский джихад») в сочетании с религиозным экстремизмом или этнический сепаратизм (в частности, у чеченских, сикхских и кашмирских сепаратистов) в сочетании с религиозным экстремизмом.

Принимая во внимание сложный характер террористической идеологии, по мнению авторов, следует определить ее общие основания. Идеология терроризма базируется на конкретном мировоззрении, которое соответствует конкретному типу ментальности и имеет характерные черты, такие как: одержимость какой-либо идеей, фанатизм; угрозо-ориентированное понимание мира, мифологичное сознание; выбор экстремальных способов действий и радикальные взгляды; крайняя нетерпимость, бескомпромиссность к оппонентам, стремление навязывать им свои ценности; гипертрофированное восприятие окружающей действительности вплоть до ее отрицания; стремление к полному и исключительному обладанию истиной, догматизм; поляризация (противопоставление себя другим), восприятие других в образе врагов, дуализм; твердая вера в достижимость поставленных целей и утопизм.

Террористическая идеология проявляется в бескомпромиссной вере в свою правоту, не оставляющей места для критики и сомнения. Примеряя роль «человека-божества», террористы позволяют себе выступать в роли судей последней инстанции при оценке «несправедливого» и «справедливого», «неистинного» и «истинного», при этом считая свои права выше права закона. Отсюда следует, что террористическая идеология является крайне принципиальной позицией по отношению ко всему миру, ко всем происходящим событиям, борьбой «за позицию такого сущего, которое всему сущему задает меру и предписывает норму».

Террористическая идеология, по мнению Дашковой С. В., выражает ценностно-смысловой и целерациональный смысл деятельности террористов. Целерациональность выражается в понимании субъектами своих целей и интересов, выборе тактики и стратегии, определении объектов террористических актов, обосновании террористами своей деятельности. Ценностная суть террористической идеологии выражается в конкретных идеях, которые являются субъективными и составляют смысл деятельности террористов. Идеология терроризма является определенной совокупностью идей, выражающих взгляды конкретной группы людей и отражающих их интересы. В рамках террористической идеологии устанавливаются оценки и взгляды террористов на возникшие проблемы, которые должны быть ими решены, будь то плохое управление, несправедливость или угнетение.

Как считает К. Гирц, идеология является «сутью карты отражения проблематичной социальной реальности и матрицы, формирующей коллективное сознание». Террористическая идеология является искаженной формой реальности, «призмой, сквозь которую террористы преломляют действия других людей и различные события». Оценка событий и своих оппонентов сквозь идеологическую призму способствует субъективной интерпретации проблемы и определению способов ее решения.

Террористическая идеология является рационально-логическим обоснованием терроризма. Идеология терроризма позволяет террористам морально оправдать и обосновать использование насилия для утверждения своих ценностей и перекладывать свою вину и ответственность за свои деяния на иных лиц. У большинства террористических группировок независимо от их политических предпочтений наибольшее распространение получила идея о борьбе с террором и насилием, проводимым со стороны государства. Этот аргумент издавна используется террористами как моральное алиби. Террористическая идеология многие годы совершенствует постулат о возможности и оправданности использования насилия, трактует его как самозащиту и не считает его противоправным, если он осуществляется вопреки воле государства или какой-либо другой внутренней и внешней силе, посягающей на свободу.

Проблема оправдания применения террористических актов приобретает особенную значимость тогда, когда в результате их совершения становятся жертвами случайные люди. Так, проявления терроризма XIX века начинались со стремления, по возможности, не допускать или минимизировать лишние жертвы. Для народовольцев пропаганда к действиям означала в первую очередь прицельное уничтожение определенных должностных лиц, которые были для них символами насилия.

Использование тактики выборочного террора террористическими (сепаратистскими, националистическими и т. д.) организациями заключается не только в моральных ограничениях, но и в заинтересованности в активной поддержке со стороны гражданских лиц и в возможности ведения дальнейших переговоров. Выступая, якобы, от имени угнетенных меньшинств или непризнанных наций, идеологи терроризма, в частности, стремятся обратить внимание на свои проблемы как можно большей аудитории. Для решения этих задач они вынуждены соизмерять уровень жесткости проводимых террористических актов и стараться ограничивать предполагаемое число случайных жертв.

Что касается религиозных террористов, являющихся в современных условиях основной угрозой из-за масштабов проводимых ими террористических актов, то категория интересующих их объектов практически не имеет границ. Идеология их террористической деятельности требует увеличения числа жертв. Вместе с объектами, являющимися олицетворением власти (государственные учреждения), и объектами, являющимися олицетворением общества потребления (крупные торговые центры, концертные залы и др.), имеет место ярко выраженная тенденция к применению насилия в отношении гражданских лиц, вина которых не очевидна и в сознании общества отождествляется с жестокостью и иррациональностью. В этом смысле современный религиозный терроризм проповедует принцип коллективного наказания ни в чем не повинных людей.

Применение этого принципа допускает перенос мести военно-политических символов врагов на обывателей, по мнению террористов, поддерживающих преступления государства. Здесь достойна внимания теория Джефа Гудвина о «категорическом терроризме», под которым он понимает насилие, применяемое к некомбатантам, гражданским лицам. Оправдывание «категорического терроризма», по его мнению, состоит в радикальной интерпретации представительной демократии: за деятельность избранного ими правительства должны нести ответственность все граждане данного государства. Они представляются соучастниками, так как допускают угнетение и экстенсивное насилие как со стороны своего государства, так и со стороны спонсируемых им других государств. Это мировоззрение террористов, поддерживаемое их идеологией, их организационными мероприятиями и повседневной практикой, нивелирует различия между гражданами и государством, позволяет террористам объяснять безграничное насилие применительно к людям, не имеющим непосредственного отношения к конфликту. Основную стратегическую цель «категорический терроризм» видит в том, чтобы в результате оказываемого сильного давления граждане повлияли на правительство и вынудили его если не уйти в отставку, то, как минимум, поменять политику, не выгодную террористам.

Составляя систему ценностей и основу убеждений, террористическая идеология помогает террористам олицетворять себя с неким социальным движением, в представлении себя как «воинов джихада», «борцов за свободу», «революционеров», в способствовании своей мобилизации и интеграции. Она помогает террористам в объединении своих ресурсов в общее движение, направленное к достижению единой цели, действующее как одно целое. Так, Гусейнов А. А. пишет: «Идея мусульманского возрождения в форме единого государства сама собой не содержит в себе ничего преступного, так же, как и прочие универсалистские идеи, например, коммунистического интернационала, панславизма, христианского всеединства, даже европейского объединения. Эту идею можно считать консервативной, утопистской, какой угодно, но не криминальной. И она может стать организующей и вдохновляющей основой масштабной деятельности». Так, Усама бен Ладен под своим религиозным знаменем смог объединить в единое движение вооруженные группы алжирских исламистов и другие организации террористов, действовавшие практически на всем пространстве исламского мира (в Алжире, Афганистане, Йемене, Косово, Пакистане, Сомали, Таджикистане).

Как показывает ряд исследований, единственной дороги к терроризму нет. Радикализация сознания человека и готовность его к экстремистской деятельности, в том числе к ее крайней форме — совершению террористических актов, происходит под воздействием множества факторов, как социальных, так и индивидуальных.

Как правило, причины зарождения терроризма объясняются «теорией обстоятельств». Несправедливость и бедность в большинстве случаев указываются как главные причины возникновения терроризма. Взывая к религиозным, национальным и социальным чувствам, идеология терроризма выражает потребности и интересы определенных лиц в более ясной форме, акцентирует внимание на конкретных проблемах, их источниках и способах их решения, призывает к активным действиям.

В террористической деятельности идеология как коммуникационное действие составляет основу процесса манипулирования, управления видением действительности, ее пониманием и осмыслением, способствует становлению необходимых террористам националистических, сепаратистских и религиозно-политических установок. Следовательно, идеология является мощным орудием вовлечения новых сторонников из представителей подверженных влиянию деструктивных сил социальных слоев населения, конфессий и этносов.

Для террористов совместное участие в реализации некой общественно значимой идеи, направленной на реорганизацию социального бытия, является мотивацией к содействию терроризму, возмещая дискомфорт, неустроенность в личном бытии. Выступая как средство укрытия от окружающей действительности, идеология помогает им в обретении смысла жизни и в избавлении от ощущения никчемности своего существования. Луис де ла Корте Ибаньес, профессор социальной психологии, отмечает, что «участие в поддерживающей социальной группе способствует снижению неопределенности и повышению самооценки человека, излечивая этим некоторые травмы, связанные с тяжелыми личными переживаниями. Так, террористические организации зачастую предлагают террористическую идеологию с оптимистическим видением будущего, глубоким смыслом и с сильной моральной составляющей».

Важнейшим сущностным признаком современного терроризма, отличающим его от других форм насилия, имеющих разные смысловые значения, является борьба за свободу насильственным способом. Именно это желание — быть независимым от внешнего политического насилия — является оправданием и идеологическим обоснованием террористических актов. Террористическую идеологию часто путают со стратегическими целями, которые преследуют террористы, однако между ними могут быть большие различия и даже принципиальный разрыв. В современной террористической идеологии первоначальные цели подменяются, забываются, а провозглашенные идеи являются только внешней оболочкой терроризма. «Раб начинает с требования справедливости, а заканчивает стремлением к господству». Это высказывание А. Камю раскрывает исламскую радикальную доктрину тоталитарного превосходства, которая под лозунгом «борьбы с угнетателями мусульман» своей главной стратегией считает свержение светских режимов и построение мусульманского государства во всем мире. Под призывами религиозно-политических идеологий панисламизма и салафизма осуществляется мобилизация радикальных мусульман на борьбу за власть, господство и передел мира.

Среди исследователей существует точка зрения о полном отсутствии идеологии терроризма. «Террористическая идеология как единая универсальная концепция применения устрашающих методов для достижения конкретных политических целей не существует. Есть разновидности идеологий террористов, активно паразитирующих на ранее сформировавшихся идеологических и политических концепциях, традициях, религиях, лозунгах, обычаях. Долгова А. И. полагает, что идеологии терроризма не существует, потому что в международных нормативных правовых актах она не упоминается, а называется лишь актами, методами и практикой терроризма.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что исследования террористической идеологии ведутся достаточно масштабно, с разных точек зрения и различных подходов, существуют разнополярные взгляды на то, что является террористической идеологией (политологические, историко-культурные, психологические и пр.), но целостного научного знания в современной российской науке, к сожалению, не сформировано.

Правовое регулирование противодействия террористической идеологии в Российской Федерации весьма разнообразно. В соответствии со ст. Конституции Российской Федерации «в Российской Федерации признается идеологическое многообразие» (ч. 1), «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (ч. 2).

В Конституции Российской Федерации, ее законах, стратегиях и концепциях отражены некоторые концептуальные элементы, которые теоретически можно отнести к структурным элементам разнообразных идеологий (историзма, демократизма, консерватизма, либерализма и пр.). В развитие ряда положений Конституции Российской Федерации, определяющих ограничения идеологического плана (запрет на установление в качестве государственной или обязательной определенной религии, запрет разжигания социальной, расовой, национальной и религиозной розни и т. п.), многие из них содержатся в УК России, КоАП России и других законах. В большинстве своем они направлены против экстремистской деятельности (запрет фашизма, нацизма, радикализма и т. д.).

С правовой точки зрения идеология терроризма (в соответствии с Федеральным законом «О противодействии терроризму») в Российской Федерации закреплена как «идеология насилия». Других трактовок того, что понимается под террористической идеологией, не имеется, и, как уже отмечалось, в целях противодействия этой идеологии в Российской Федерации принят Комплексный план, согласно которому дальнейшее совершенствование культурно-просветительских и воспитательных мероприятий антитеррористической тематики позволит добиваться осознания преступной сущности терроризма, прежде всего у молодежи, а совершенствование механизма защиты информационного пространства — минимизировать возможности для проникновения в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» материалов, содержащих идеи, пропагандирующие и оправдывающие террористическую деятельность.

В связи с этим особое внимание следует отводить системе профилактического воздействия, эффективность которого во многом зависит от своевременного применения субъектами противодействия терроризму общей и индивидуальной профилактики правонарушений, закрепленных в Федеральном законе № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». При этом, как представляется из анализа некоторых форм профилактического воздействия, при реализации Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019—2023 годы необходимо более четко конкретизировать систему государственных органов, которым предоставлено право осуществлять профилактику правонарушений в таких формах, как: профилактическая беседа; объявление официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения; профилактический учет; внесение представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения; профилактический надзор.

В заключение следует напомнить, что противодействие терроризму — это деятельность и органов государственной власти, и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц. Каждый сознательный человек должен активно противодействовать распространению террористической идеологии в круге своего общения и особенно среди подрастающего поколения. Только совместными усилиями всего человечества мы сможем побороть опаснейшую угрозу современности — терроризм!

Поделиться

Полезные ресурсы