Материалы выступлений сотрудников ФАДН России по вопросам, касающимся профилактики экстремизма и идеологии терроризма.
Д. Е. Савельев Начальник Управления анализа, прогноза и работы с иностранными гражданами ФАДН России
"Направления совершенствования форм и методов деятельности по противодействию идеологии терроризма в миграционной среде".
Деятельность государственных органов в сфере миграционного регулирования – одна из приоритетных задач в перечне государственных интересов и сохранения национальной безопасности.
Уже продолжительное время на официальных уровнях говорится о том, что миграция является важным компонентом демографического развития страны, одним из источников компенсации демографических потерь и дефицита трудовых ресурсов.
Привлечение иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам в соответствии с потребностями российской экономики является необходимостью для её дальнейшего поступательного развития. Как определил Глава государства, задача сделать так, чтобы эти цели были достигнуты, но не допустить использования миграционных процессов в деструктивных, в том числе в противоправных целях.
В соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года предполагается обеспечить миграционный прирост на уровне более трёхсот тысяч человек ежегодно. В этих условиях внешняя трудовая миграция по-прежнему будет являться важным ресурсом, поддерживающим функционирование нашей экономики.
Вместе с тем очевидно, что интенсивность миграционных потоков оказывает серьёзное влияние на изменение этнического состава населения в ряде регионов России. Зачастую наплыв мигрантов негативно воспринимается местными жителями, а отсутствие или слабое применение в такой ситуации адекватных мер профилактики и реагирования не способствует улучшению ситуации.
Ряд экспертов высказывают мнение о том, что в настоящее время в России количество иностранных граждан скорее избыточно, а их качественная составляющая зачастую невысока и не отвечает реальным потребностям экономики. Фактически иностранцы выдавливают россиян из ряда социально-экономических сфер, создавая при этом социальный дискомфорт на рынке труда.
Соответственно, в сфере внутренней политики необходимо учитывать реалии, так как государству не получится уйти от регулирования данных вопросов и решить проблему путем простого перекрытия границы.
Миграция в Россию, помимо компенсации демографических потерь и восполнения дефицита рабочей силы в ряде регионов, несёт в себе значительные риски.
В частности, повышается роль неформальных интеграционных практик иностранцев посредством социальных сетей, формирование этнических анклавов, пространственной сегрегации и исключённости мигрантов, что создаёт дополнительную угрозу обществу.
Фактически на государственном уровне не сложился действенный механизм регулирования миграционных потоков, что приводит к концентрации иностранцев, в том числе нелегальной категории, в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Свердловской и Тюменской областях (включая ХМАО и ЯНАО), Краснодарском крае и в других экономически привлекательных регионах страны.
Переходя непосредственно к вопросу о совершенствовании форм и методов деятельности по противодействию идеологии терроризма в миграционной среде, необходимо отметить, что объективно для оздоровления обстановки в сфере миграционного регулирования необходима соответствующая правовая база.
Одно из действенных средств профилактики экстремизма и терроризма среди мигрантов – это их системная социальная адаптация и интеграция, которые являются одним из условий эффективной реализации государственной национальной политики.
Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, ответственным ведомством за выполнение которой является ФАДН России, в качестве одной из целей прямо определяет успешную социальную и культурную адаптацию иностранных граждан. Поэтому Президентом Российской Федерации в октябре 2016 года дано поручение об определении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов. Параллельно шла работа по разработке проекта федерального закона, устанавливающего правовые, организационные и экономические основы социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграции в российское общество.
Указом Главы государства соответствующее ведомство определено – это Федеральное агентство по делам национальностей.
Во исполнение второго пункта поручения Агентством разработан проект федерального закона, который в феврале 2018 года внесён в Правительство Российской Федерации без согласованной позиции МВД России и Минфина России.
Агентство считает, что отсутствие необходимого правового инструмента в форме базового закона реализация профилактических мер среди мигрантов по большей части невозможна. В рамках исполнения ряда поручений руководства государства ФАДН России проведён анализ информации из субъектов Российской Федерации о состоянии дел и мерах, направленных на исключение возможностей формирования этнических анклавов, по результатам которого выявлены характерные тенденции.
Так, в отдельных регионах отмечен процесс формирования своеобразных этнических поселений. В качестве примера приведу ситуацию с отведением земельных участков, которые приобрели граждане Кыргызской Республики в деревне Клищино в Тульской области.
Анклавы, как ранее отмечено, вызывают недоверие и опасение у местных жителей, способствуют криминализации ситуации и росту социальной напряжённости.
Одновременно на этом фоне формируется неблагоприятный фактор для включения самих мигрантов в процесс социальной адаптации и интеграции, которые оказываются в поле зрения организаторов теневых схем, нередко из числа своих же соотечественников.
Как известно природа не терпит пустоты, а фактор слабо контролируемой государством трудовой миграции во многом является почвой для распространения экстремистских идей и, как следствие, угрозы террористических проявлений.
Значительное число трудовых мигрантов традиционно прибывает в Россию из стран СНГ: Центральной Азии и Закавказья, в их среде регулярно выявляются лица, разделяющие идеологию радикального ислама и международных террористических структур.
С другой стороны, примечательна позиция стран исхода. К примеру, члены Государственной комиссии по делам религий Кыргызской Республики признают присутствие на территории данной страны религиозных организаций, признанных экстремистскими и запрещёнными на территории России.
При этом официально не предпринимаются меры по противодействию им, прикрываясь позицией, что «деструктивные течения отомрут в процессе эволюционного развития религии». Следует отметить, что для выходцев из Кыргызстана действует упрощённый порядок въезда на территорию Российской Федерации.
Основной проблемой выявления потенциальных террористов и экстремистов в среде трудовых мигрантов является их анклавный образ жизни, подразумевающий закрытость и ограниченный круг общения в среде соотечественников, а также тот факт, что на этапе вербовки в радикально-экстремистскую среду они нередко ведут законопослушный образ жизни и не попадают в поле зрения правоохранительных органов.
Контроль за конфессиональной средой осложняется наличием на территории нашей страны более 80 централизованных мусульманских организаций, которые зачастую в противопоставлении друг другу уделяют второстепенное внимание вопросам действенной профилактики экстремизма среди членов малых религиозных групп.
С другой стороны, проводимые органами власти на местах мероприятия, направленные на предупреждение, профилактику и противодействие деятельности религиозных радикалов, осуществляются преимущественно полицейскими методами, в то время как изначально вопросам профилактики радикализма в среде исламской молодежи и широкой просветительской работе в этой среде с привлечением авторитетных религиозных служителей не уделяется должного внимания.
На встречах чиновников с религиозными лидерами только декларируется необходимость совместной работы по профилактике религиозного экстремизма, но на практике проводится мало эффективных мероприятий, не отслеживается эволюция действенности целевых профилактических мероприятий и не делаются оргвыводы.
Кроме того, в Российской Федерации отсутствует сеть центров адаптации иностранных граждан (на фоне пребывания в России более 10 миллионов иностранцев) с единым соподчинением с федеральным центром и необходимой финансовой поддержкой, которая нужна для выстраивания полноценной системы взаимодействия между органами власти, принимающим сообществом, общественными организациями и национальными объединениями по работе с мигрантами.
Соответственно, в ряде субъектов в этой сфере в основном участвуют, и зачастую формально, общественные организации или местные власти при отсутствии необходимого контроля за их деятельностью. Данные, полученные из субъектов Федерации, позволяют сделать вывод об усиливающейся интенсивности появления этнических анклавов и расширении территорий, на которых потенциально могут возникнуть новые мигрантские закрытые поселения.
Новая тенденция в России, наблюдаемая в последние годы, – рост числа моноэтнических поселений иностранцев. Данный фактор присутствует во всех федеральных округах, но особенно интенсивно развивается в Центральном федеральном округе. В Орловской, Тверской, Тульской, Калужской областях действует многоуровневый теневой рынок посреднических услуг по обустройству и легализации иностранных граждан.
Так, периодически публикуются данные о фактах использования мигрантами схем нелегального приобретения сертификатов по знанию русского языка, истории и основ законодательства Российской Федерации и получения медицинских справок. По-прежнему остаётся актуальной проблема «резиновых квартир и офисов», когда в одном помещении регистрируются десятки человек. Чтобы проще освоиться в новой обстановке и решать насущные адаптационные проблемы, трудовые мигранты стараются селиться вместе.
Известно, что основная причина низкой адаптации иностранных граждан кроится в слабом владении приезжими русским языком.
При этом необходимо акцентировать внимание на существенном падении в последнее время владения языком среди выходцев из Азербайджанской Республики и Республики Таджикистан.
Однако при действующей системе организации тестирования мигранты умудряются столь же успешно сдавать тесты, как традиционно хорошо владеющие русским языком.
Несмотря на очевидность проблемы, как показал анализ, власти в регионах не заинтересованы признавать складывающуюся ситуацию как формирование этнических анклавов. В результате по факту информация о подобных анклавах в регионах нередко становится доступной только в случае негативного и запущенного развития ситуации, вызывающего общественный резонанс (происшествия, конфликты и другие деструктивные проявления), что затрудняет принятие эффективных профилактических мер.
В целях повышения эффективности деятельности, касающейся профилактики и противодействия распространению насильственной идеологии в миграционной среде, необходимо:
– внести соответствующие изменения в федеральное законодательство в сфере социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации;
– органам исполнительной власти в субъектах Российской Феде-рации определить структуру либо уполномоченных служащих в составе департаментов (управлений) внутренней политики администраций субъектов, в должностную функциональность которых включить организацию работы, методическое сопровождение, регулирование и контроль в сфере решения вопросов адаптации и интеграции иностранных граждан, в том числе с наделением их возможностями по организации профилактики экстремистской и террористической идеологии и привлечения негосударственных структур;
– определить и закрепить на законодательном уровне ответственность всех уровней власти и органов местного самоуправления за действия или бездействие, приводящие к формированию анклавов с участием иностранных граждан и провоцирующие межнациональную напряженность;
– осуществлять систематический мониторинг развития ситуации в регионах и давать объективную оценку поступающим материалам в части состояния миграционной среды, результаты которого для осуществления последующего анализа направлять в МВД России и ФАДН России;
– разработать государственные программы социальной адаптации
и интеграции иностранных граждан, призванные помочь мигрантам не только выучить русский язык, но и приобщиться к правилам поведения в современном российском обществе, в рамках которых включить комплекс межведомственных мер по профилактике распространения радикальных идеологий и привлечь возможности централизованных мусульманских организаций по переориентации приезжих иностранных граждан из числа последователей фундаменталистов, ваххабитов и салафитов к уважительному отношению к традиционному для России исламу;
– изучить возможность привлечения на платной основе и широкого участия в работе по противодействию идеологии терроризма в миграционной среде военных пенсионеров с профильной подготовкой из числа ветеранских организаций, существующих в каждом субъекте на базе управлений правоохранительных органов.