Добрый день, уважаемые дамы и господа!
От имени аппарата Национального антитеррористического комитета приветствую участников сегодняшнего брифинга, посвященного противодействию терроризму, как приоритетной задаче государства и общества. Предлагаю следующий порядок проведения мероприятия. Сначала я расскажу вам об организации и основных результатах работы Национального антитеррористического комитета в 2019 году. Затем Андрей Станиславович в своем выступлении остановится на конкретных примерах, характеризующих опыт проведения адресной профилактики в нашей стране.
Напомню, что создание общегосударственной системы противодействия терроризму стало ответом на глобальные вызовы со стороны международного терроризма, с которыми Российская Федерация столкнулась на рубеже XX – XXI веков.
Даная система объединяет усилия всех уполномоченных органов и заинтересованных структур на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Ключевую роль в этой системе играет созданный по решению Президента Российской Федерации межведомственный коллегиальный орган – Национальный антитеррористический комитет, в который входят руководители федеральных государственных органов, представители Совета Безопасности и Федерального Собрания. Председателем Комитета и руководителем действующего в его составе Федерального оперативного штаба является Директор ФСБ России.
Координация деятельности государственных органов в области профилактики терроризма в субъектах возложена на антитеррористические комиссии, которыми руководят высшие должностные лица регионов. Вопросами организации борьбы с терроризмом занимаются оперативные штабы во главе с начальниками территориальных органов безопасности, а для обеспечения безопасности в российских территориальных водах образованы оперативные штабы в морских районах (бассейнах). Подобные коллегиальные структуры сформированы также на уровне муниципальных образований.
При этом подчеркну, что субъектами противодействия терроризму являются не только уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, но и негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.
Сформированная в стране общегосударственная система противодействия терроризму сегодня эффективно и комплексно противостоит ему на направлениях: борьбы с терроризмом, профилактики терроризма, а также минимизации и ликвидации его последствий.
В 2019 году в результате скоординированных действий силовых структур удалось предотвратить на стадии подготовки подавляющее большинство – 57 преступлений террористической направленности, в том числе 34 террористических акта.
В ходе контртеррористических операций и оперативно-боевых мероприятий нейтрализованы 32 бандита, в том числе 9 главарей. Задержаны 41 главарь, 241 боевик и 606 пособников террористов.
Сокращению ресурсного обеспечения террористов способствовала скоординированная реализация мероприятий по противодействию незаконному обороту средств поражения.
Силами МВД, ФСБ и Росгвардии ликвидированы 83 нелегальные мастерские по производству и переделке оружия. Из незаконного оборота изъято большое количество оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, самодельных взрывных устройств, которые злоумышленники планировали использовать при реализации своих преступных замыслов.
Развитие межведомственного и международного информационного обмена позволило повысить эффективность работы по пресечению каналов финансирования терроризма. Росфинмониторингом заблокированы финансовые активы более 2 тысяч лиц, подозреваемых в причастности к террористической деятельности.
Международные террористические организации не снижают активности по рекрутированию новых членов, созданию пособнической базы и распространению идеологии насилия, а также созданию на территории Российской Федерации законспирированных ячеек.
В 2019 году органами безопасности и правопорядка пресечена деятельность 78 таких ячеек, члены которых планировали совершение террористических актов на объектах социальной сферы, нападения на сотрудников государственных силовых структур.
Для достижения своих целей радикалы активно используют современные средства коммуникаций. Идеологи террористов по-прежнему транслируют свои установки в социальных сетях. Сегодня, прежде всего с зарубежных площадок действуют сотни интернет-сайтов, распространяющих радикальную и деструктивную идеологию. В орбиту вербовочных устремлений вовлекается преимущественно молодежь. Кроме этого, внимание вербовщиков направлено на лиц, исповедующих ислам.
Отмечаются факты саморадикализации, когда граждане инициативно изучают распространяемую идеологами терроризма экстремистскую литературу и иные материалы без прямого контакта с членами МТО и становятся приверженцами идеологии терроризма. Фиксируются случаи рецидивов преступлений террористической направленности лицами, отбывшими наказание за аналогичные деяния.
В этих условиях все большее значение приобретает организация системной профилактической работы по защите населения от идеологического влияния со стороны террористов и недопущению воссоздания пособнической базы бандитов.
Меры по противодействию распространению террористической идеологии в нашей стране вырабатываются и реализуются в рамках утверждаемых Президентом Российской Федерации Комплексных планов противодействия идеологии терроризма, которые стали организационной основой работы на этом направлении.
В результате реализации мероприятий Комплексного плана на 2013-2018 годы и ранее выработанных на заседаниях Национального антитеррористического комитета мер были созданы условия для значительного снижения уровня радикализации различных групп населения, в первую очередь молодежи, сформированы законодательные и организационные механизмы профилактики проявлений терроризма.
Принятые меры способствовали уменьшению числа россиян, выезжающих в зоны вооруженных конфликтов за рубеж для участия в террористической деятельности МТО.
Проведение в образовательных организациях культурно-просветительских и воспитательных мероприятий позволило сформировать механизмы по разъяснению подрастающему поколению преступной сущности терроризма. Заметно возрос объем и действенность подготовленных информационно-пропагандистских материалов антитеррористической направленности.
Совершенствование межведомственного взаимодействия обеспечило ограничение возможности для проникновения в Интернет материалов, содержащих идеи, пропагандирующие и оправдывающие террористическую деятельность. В 2019 году по решению органов государственной власти пресечено распространение террористического и экстремистского контента на 50 тысячах страниц в Интернете, а также заблокирован доступ к 16 тысячам зарубежных ресурсов.
Принимая во внимание сохраняющиеся преступные устремления МТО в отношении наших граждан, в прошлом году в развитие предыдущего пятилетнего плана Президентом Российской Федерации был утвержден одобренный Национальным антитеррористическим комитетом очередной Комплексный план на 2019 – 2023 годы.
Он направлен на повышение эффективности индивидуальной профилактической работы с лицами, подверженными либо подпавшими под воздействие идеологии терроризма, на формирование у населения страны, прежде всего молодежи, неприятия террористической и экстремистской идеологии, а также на совершенствование организационных и иных механизмов, способствующих повышению результативности деятельности субъектов профилактики.
Исполнителями Комплексного плана определены федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Федерации в соответствующих сферах деятельности при участии органов местного самоуправления.
Федеральные органы исполнительной власти организуют контроль и обеспечивают методическое руководство деятельностью региональных органов власти, обобщают и анализируют практику их работы, направляют в регионы методические материалы, а также распространяют имеющийся передовой опыт.
Координацией исполнения плана на региональном уровне занимаются антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации. Кроме того, на них же возлагается оказание методической и консультативной помощи антитеррористическим комиссиям муниципальных образований.
Хочу обратить ваше внимание на то, что основной акцент в действующем Комплексном плане по противодействию идеологии терроризма сделан на работе с лицами, подверженными воздействию идеологии терроризма, а также подпавшими под ее влияние. Выделены наиболее уязвимые категории, а также определены способы работы с ними.
Особое внимание уделяется профилактической работе с молодым поколением. В 2019 году в ходе исполнения Комплексного плана Росмолодежью и органами исполнительной власти в рамках всероссийских и региональных молодежных форумов с участием представителей религиозных, общественных и спортивных организаций, психологических служб проведено около двух тысяч тематических мероприятий, посвященных вопросам предупреждения распространения идеологии терроризма.
Тысячи воспитательных и культурно-просветительских мероприятий с участием лидеров общественного мнения, проведенные подведомственными Минобрнауки России образовательными организациями, позволили привлечь внимание к антитеррористической повестке более полутора миллиона российских и иностранных студентов. Работа, в том числе и с иностранными студентами, а для них проведено более 300 тематических мероприятий с охватом около 68 тысяч человек, проводится с целью их адаптации и формирования представлений о правовом и культурном пространстве страны пребывания, разъяснения правовых основ противодействия терроризму в Российской Федерации.
Так, при поддержке Минобрнауки России Национальным центром информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети «Интернет» проведен Всероссийский онлайн-фестиваль социального медиаконтента «Я против экстремизма и терроризма», в котором приняли участие более 80 авторов, а в интернет-голосование за профилактический контент было вовлечено более 2000 человек.
Очень интересно прошел открытый урок мужества «Сибирь-Кавказ. Тропой героев», организованный в формате телемоста между площадкой форума и лицеем № 2 в селе Сергокала в Дагестане, где учился Магомед Нурбагандов. Состоялся диалог между присутствовавшими на форуме Героями России, ветеранами боевых действий, а также собравшимися в зале 400 кадетами, студентами военных кафедр вузов, патриотических клубов Сибири и дагестанскими школьниками и студентами.
Имела большой отклик со стороны участников молодежная деловая игра «Суд над терроризмом». В ходе импровизированного судебного заседания, объединившего несколько сотен школьников и студентов, молодые люди сами аргументированно доказали, что терроризму нет места в современном мире.
Антитеррористическими комиссиями в регионах в профилактическую работу активно вовлекаются представители гражданского общества: ветеранских, патриотических, молодежных и спортивных организаций, лидеры общественного мнения, авторитетные религиозные деятели и представители творческой интеллигенции, спортивной сферы.
На сегодняшний день накоплен ценный опыт деятельности региональных общественных движений по противодействию распространению идеологии терроризма в сети «Интренет». Несомненную пользу в выявлении противоправного и в создании и распространении полезного контента оказывают такие движения как «Интернет без угроз» и «Гражданское взаимодействие», «Кибердружины» и другие.
В профилактической работе участвуют также представители средств массовой информации. Об этом наглядно свидетельствуют созданные журналистами качественные документальные фильмы, серии репортажей, посвященных антитеррористической тематике. Такая работа журналистского сообщества на направлении предупреждения и профилактики терроризма, представляется очень важной. Необходимо ее продолжать и поддерживать.
В целях обмена и повсеместного внедрения положительного опыта организации в различных регионах страны профилактической работы аппаратом НАК ежегодно на федеральном и региональном уровнях проводятся научно-практические конференции с приглашением широкого круга представителей заинтересованных государственных органов и гражданского общества.
Так, представители 61 субъекта Российской Федерации приняли участие в мероприятиях, проводимых под эгидой НАК в рамках ежегодного Всероссийского специализированного форума «Современные системы безопасности – Антитеррор» в Красноярске. В рамках этого форума была проведена научно-практическая конференция на тему «Комплексный план противодействия идеологии терроризма: системный подход и эффективные пути реализации». В сентябре прошлого года в Москве прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Противодействие идеологии терроризма в образовательной сфере и молодежной среде». В декабре – Четвертый Всероссийский научно-практический форум «Безопасность в науке и образовании» собрал более 150 экспертов из 35 регионов России в г. Пятигорске для обсуждения вопросов безопасности организаций высшего образования, в том числе организации работы по противодействию идеологии терроризма. В резолюции конференции нашли отражение рекомендации по реализации поручений Минобрнауки России подведомственным организациям высшего образования, а также конкретные предложения участников по повышению результативности работы в указанных областях.
В ходе этих и других мероприятий выработаны рекомендации для государственных органов по совершенствованию адресной профилактической работы в отношении лиц, наиболее подверженных влиянию радикальных течений, развитию научного, методического и кадрового обеспечения деятельности по противодействию идеологии терроризма, а также по взаимодействию со средствами массовой информации.
Существенную роль в формировании антитеррористического иммунитета в обществе в целом играет также ставшее уже традиционным проведение на территории всей страны ежегодно 3 сентября Дня солидарности в борьбе с терроризмом. Это мероприятие в день памяти жертв теракта в школе Беслана охватывает сотни тысяч россиян, которые вспоминают жертв террористических актов, а также сотрудников правоохранительных органов, погибших при выполнении служебного долга.
Индивидуальная работа с конкретными лицами – людьми, колеблющимися или находящимися в ситуации, когда они могут стать пособниками террористов, сторонниками радикальных идей, также является важной частью профилактической работы. Более подробно о мероприятиях адресной профилактики расскажет в своем выступлении Андрей Станиславович.
В условиях сохраняющихся террористических угроз важным направлением деятельности органов государственной власти и местного самоуправления оставалось обеспечение антитеррористической защищенности объектов.
В 2019 году в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 1244 «Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)» были разработаны и утверждены требования к антитеррористической безопасности объектов спорта, образования, религиозных организаций, отдельных видов транспорта, организаций ракетно-космической отрасли.
Всего на сегодняшний день издан 41 акт Правительства Российской Федерации, утвердивший требования к антитеррористической защищенности зданий, сооружений и элементов инфраструктуры, подведомственных 48 федеральным органам исполнительной власти.
При координирующей роли НАК субъектами противодействия терроризму к настоящему времени принят комплекс мер, позволивших добиться снижения уровня террористической уязвимости указанных объектов и территорий.
Своевременная разработка и внедрение Минспортом России требований к спортивным объектам способствовала эффективной реализации правоохранительными органами мер по обеспечению безопасности проведения массовых спортивных мероприятий.
Примером, свидетельствующим о результативности проводимой работы, является успешно организованное и проведенное масштабное мероприятие мирового уровня – XXIX Всемирная зимняя универсиада. Благодаря слаженной работе всех субъектов противодействия терроризму в Красноярске не допущено террористических проявлений.
В текущем году работа по реализации мер антитеррористической защищенности будет продолжена. Особое внимание будет уделено обеспечению безопасности празднования 75 летия Победы в Великой Отечественной войне, других общественно-политических и спортивных мероприятий, а также вопросам антитеррористической защищенности объектов энергетики, транспорта, социальной сферы и мест массового пребывания людей, повышению ответственности их руководителей за соблюдение установленных норм и требований.
Эффективность функционирования общегосударственной системы противодействия терроризму напрямую зависит не только от качества ее организации, но и от уровня компетентности соответствующих должностных лиц.
В связи с этим одним из основных направлений работы Комитета в 2019 году стало создание условий для подготовки специалистов, участвующих в мероприятиях по противодействию терроризму.
Целью такого подхода является развитие сложившейся системы кадрового обеспечения, пополнение ее квалифицированными специалистами, обладающими необходимыми знаниями и навыками.
Внесенными изменениями в Постановление Правительства Российской Федерации от 4 мая 2008 г. № 333 «О компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области противодействия терроризму» за федеральными органами исполнительной власти закреплена ответственность за организацию профессиональной переподготовки и повышение квалификации государственных гражданских служащих, участвующих в реализации мероприятий по профилактике терроризма.
В 2019 году во всех федеральных округах организована подготовка соответствующих специалистов на основе специально разработанных программ дополнительного профессионального образования в созданных по инициативе НАК на базе Российской академии народного хозяйства и государственной службы и ведущих университетов России учебно-методических центрах по профилактике терроризма. Кроме того, в аппаратах антитеррористических комиссий на местах на плановой основе проводятся стажировки сотрудников органов власти.
В июне 2019 года актуальные вопросы функционирования системы профессиональной подготовки таких сотрудников были обсуждены на организованной аппаратом НАК Межведомственной научно-практической конференции на тему «Актуальные вопросы подготовки кадров в сфере противодействия терроризму».
По итогам конференции заинтересованным ведомствам и организациям даны рекомендации продолжить изучение и внедрение опыта по повышению эффективности и качества подготовки кадров в данной области, совершенствовать формы и содержание обучения сотрудников, привлекаемых к реализации мероприятий по противодействию терроризму. Аппаратам антитеррористических комиссий и оперативных штабов в субъектах Российской Федерации также рекомендовано способствовать решению проблем антитеррористической подготовки преподавательского состава, участвующего в реализации программ повышения квалификации в указанной сфере.
В 2019 году продолжилось развитие правового регулирования в области противодействия терроризму.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2019 г. № 51 для каждого федерального органа исполнительной власти, деятельностью которых руководит Правительство Российской Федерации, уточнены функции по координации и контролю за деятельностью подведомственных органов и организаций в сфере профилактики терроризма, в том числе по противодействию его идеологии, а также по оказанию методического руководства деятельностью органов власти регионов в указанной сфере.
За Минкультуры, Минобрнауки, Минкомсвязи, Роскомнадзором, Росмолодежью, Роспечатью, ФАДН России закреплены функции по разработке и обеспечению реализации комплекса мер, направленных на противодействие распространению идеологии терроризма.
Также введена функция по обеспечению переподготовки и повышения квалификации государственных служащих по вопросам профилактики терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.
Этим постановлением федеральным органам исполнительной власти также вменяется организация контроля состояния антитеррористической защищенности объектов федеральной собственности, находящихся в их ведении, а также объектов (территорий) относящихся к сфере их деятельности.
В 2019 году продолжилась реализация постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. №1244 «Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)». В соответствии с поручением Правительства, а также решением НАК от 12 февраля 2019 г. разработаны требования к антитеррористической защищенности объектов религиозных организаций, реализация которых будет способствовать повышению уровня их защиты от совершения террористических актов.
Кроме этого, в целях формирования правовых механизмов, обеспечивающих исполнение требований по антитеррористической защищенности объектов (территорий), Федеральным законом от 16.12.2019 № 441-ФЗ внесены поправки в Кодекс об административных правонарушениях, установившие ответственность за несоблюдение этих требований.
Нельзя не отметить важную роль международного сотрудничества в области противодействия терроризму.
В своем выступлении на заседании Коллегии ФСБ России Президент Российской Федерации особо выделил уровень развития сотрудничества с зарубежными коллегами по линии противодействия терроризму. Благодаря своевременной информации, поступившей из ФБР США, 27 декабря прошлого года в Санкт-Петербурге задержаны сторонники МТО, которые готовились совершить теракты в новогодние праздники.
Надо сказать, что мы всегда выступали и выступаем за неполитизированное сотрудничество в борьбе с общими угрозами. Важнейшими направлениями такого сотрудничества стали обмен опытом противодействия терроризму на различных международных площадках (ООН, СНГ, ШОС, ОДКБ, ОБСЕ), учет в федеральном законодательстве актов международного права и изучение положительного зарубежного опыта антитеррористической деятельности.
Помимо этого, уже более десяти лет действует Международный банк данных по противодействию терроризму, который является информационным проектом глобального уровня, обеспечивает комплексную информационную поддержку антитеррористической деятельности. В настоящее время партнерами МБД являются спецслужбы из 38 государств Европы, Азии, Африки и Южной Америки, восемь международных организаций, которые имеют возможность круглосуточно обращаться к ресурсам МБД, доступным на русском и английском языках.
В настоящее время пользователям Банка данных доступны сведения о событиях террористической направленности, организациях, деятельность которых в официальном порядке запрещена в рамках национальных юрисдикций участников Банка данных, а также нормативные и законодательные акты в области противодействия терроризму, тематические информационно-аналитические и другие материалы.
Накопление и возможность анализа актуальной информации по указанной тематике играют важную роль в развитии диалога между специальными службами, органами безопасности и правоохранительными органами иностранных государств и, как следствие, становятся базовой платформой для развития международного сотрудничества стран с различными подходами к антитеррористической деятельности.
Представленные мной результаты деятельности Национального антитеррористического комитета являются итогом совместной работы органов государственной власти, антитеррористических комиссий и оперативных штабов при координирующей роли Комитета. Работы, направленной на системное решение вопросов организации деятельности субъектов противодействия терроризму, прежде всего, на региональном и муниципальных уровнях, обеспечения антитеррористической защищенности объектов и реализации мер противодействия распространению идеологии терроризма. Все это обеспечивает эффективное функционирование общегосударственной системы противодействия терроризму.
Завершая свое выступление, отмечу, что принимаемые Национальным антитеррористическим комитетом меры, о которых я рассказал, главной своей целью имеют снижение уровня террористических угроз в стране и недопущение совершения преступлений террористической направленности. Об эффективности этих мер наглядно свидетельствует существенное сокращение количества таких преступлений, совершенных на территории России. За 5 лет, с 2015 по 2019 год их количество сократилось в 9 раз.
В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации активная наступательная борьба с террором будет продолжена при содержательной координирующей роли Национального антитеррористического комитета.
Благодарю вас за внимание, которое вы проявили к опыту работы Национального антитеррористического комитета и ее результатам в 2019 году.
Источник: Национальный антитеррористический комитет