Чуносов Михаил Александрович – доцент Краснодарского университета МВД России, Крымский филиал, кандидат психологических наук, г. Симферополь / Обзор.НЦПТИ, выпуск №2(13), Май 2018.
Процессы, которые произошли в нашем обществе в течение последнего десятилетия, характеризуются обострением старых и возникновением новых общественных проблем, одной из которых является экстремизм. Это понятие известно человечеству на протяжении многих столетий.
Под экстремизмом принято понимать приверженность к крайним взглядам, мерам (обычно в политике) [1]. В современном мире это понятие тесно связано с политическими процессами жизни общества и государства, поскольку сейчас, в эпоху активного развития информационных технологий, экстремистская деятельность различных групп и организаций оказывает всё большее влияние на настроение общества.
Разнообразие видов и форм экстремизма говорит о динамичности и многосторонности этого явления, эти стороны могут классифицироваться как экстремизм международный и внутригосударственный, как политический, национальный и религиозный [2].
Очевидно, что сохранение стабильной тенденции в росте количества несовершеннолетних, вовлечённых в экстремистскую деятельность, свидетельствует, с одной стороны — о сложной социальной ситуации, с другой — о недостаточной профилактической работе общественных и государственных учреждений.
Учитывая значительную опасность экстремизма, на протяжении всей новейшей истории России возникал вопрос об организации эффективного противодействия экстремистской деятельности. Первостепенной задачей в рамках этой организации стало формирование нормативно-правовой и законодательной базы, позволяющей противостоять преступлениям экстремистской направленности, что обусловило принятие Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» [3].
Особую опасность представляет экстремизм среди несовершеннолетних. Его природа связана с социально-групповыми особенностями сознания. Криминализация обществом «экстремизма» как противоправного деяния (ст. 282 УК РФ), позволяет утверждать, что экстремистские проявления в среде несовершеннолетних можно отнести к актам делинквентного поведения [4].
Под делинквентным поведением мы понимаем такое поведение несовершеннолетних, при котором они совершают «противоправные поступки», которые имеют внешние признаки «правонарушений», но за которые они не могут нести юридическую ответственность в силу того, что у них не наступило состояние юридической «дееспособности». «Делинквентное поведение» состоит из «делинквентных поступков» (актов), и всегда конкретизировано [5].
То есть по внешним признакам поведение похоже на конкретные правонарушения, описанные в законодательстве, а именно в «Уголовном кодексе РФ» и «Кодексе РФ об административных правонарушениях», с той лишь разницей, что эти поведенческие проявления осуществляются «недееспособными» в криминальном смысле лицами — несовершеннолетними.
В целом, можно констатировать, что изменения, которые произошли в мире в ХХI веке, связанные с процессами глобализации, интеграции и информатизации общества, опосредованно усиливают распространение экстремистских идей в молодёжной среде, и ставят перед обществом задачи, направленные на поиск путей снижения процесса роста экстремизма и повышение эффективности его профилактики.
Профилактика является предметом исследования как юридической, так и психолого-педагогической науки. При этом за рубежом профилактические подходы дифференцируются вокруг двух общих категорий: исправительная (corrective) превенция и предупреждающая ( p re c l u s i ve ) превенция. Исправительная превенция ( corrective prevention) традиционно рассматривается как необходимая часть работы с несовершеннолетними делинквентами [6, с. 54-56].
Понятие «профилактика» в юридических науках исследовали Г. Аванесов, Э. Алауханов, А. Бакаев, М. Ветров, А. Врач, И. Гельфанд, А. Долгова, А. Закалюка и многие другие специалисты.
В общенаучном плане «профилактика» является междисциплинарным термином и рассматривается в нескольких контекстах: «профилактика» как система мероприятий, направленных на предупреждение преступлений и преступности; «профилактика» как социальная практика, обеспечивающая преобразование общественных отношений; «профилактика» как психолого-педагогическая система мер перевоспитания и формирования личности.
В нашей работе профилактику мы будем рассматривать в психолого-педагогическом контексте как комплекс социально-организационных мероприятий, направленных на устранение, преобразование, нивелирование факторов, причин и условий появления экстремизма; систему психолого-педагогических мероприятий, направленных на усиление контролирующей функции сознания несовершеннолетних. Комплекс данного определения носит формирующий характер, что позволяет отнести её в русло психолого-педагогической науки [7].
Мы полагаем, что профилактика экстремизма среди несовершеннолетних должна осуществляться в таких направлениях: правовое просвещение; социально-психологическое просвещение; морально-ценностное просвещение.
Правовое просвещение направлено на формирование у несовершеннолетних системы представлений об экстремизме как негативном явлении в жизни общества; выработку навыков оценки общественных явлений и жизненных ситуаций с правовой точки зрения; формирование знаний об ответственности за экстремистские проявления и др.
Социально-психологическое просвещение направлено на формирование моделей социально-позитивного поведения; критического отношения к источникам экстремистской пропаганды (состояний внешней среды, средствам массовой информации и др.); умений реализовывать способы отказа от совершения экстремистских действий; умений предвосхищать последствия совершения экстремистских актов и др.
Морально-ценностное совершенствование направлено на формирование психологической установки об ответственности человека за свои поступки, нравственно-правовой устойчивости личности, условий, при которых несовершеннолетние смогли бы самостоятельно прийти к мысли, что закон не цель, а средство для нормального функционирования общества.
Реализацию мероприятий по профилактике экстремизма среди несовершеннолетних целесообразно осуществлять при помощи психолого-педагогических технологий (Технология — наука о мастерстве — «techno» — мастерство, «logos» — наука), которые позволят наиболее эффективно решать профилактические цели.
Ранее в своих работах мы отмечали, что психолого-педагогическая профилактика экстремизма у несовершеннолетних основывается на положениях бихевиористической теории, психологической теории деятельности и теории функциональных систем, в соответствии с которыми личностный рост несовершеннолетних рассматривается как главная цель и основывается на системном, интеграционном, личностно-деятельностном и технологическом методологических подходах.
Составляющие психолого-педагогической профилактики экстремизма у несовершеннолетних включают цели, задачи, содержательный ресурс, технологическое обеспечение и организационные формы, которые дают возможность сформировать у несовершеннолетних способность противостоять криминогенному влиянию внешней и внутренней среды через усиление контролирующей функции сознания [8].
В целом, технологии психолого-педагогической профилактики экстремизма должны быть ориентированы на формирование у несовершеннолетних: – субъективного представления об экстремизме как о противоправном явлении; – представлений о неотвратимости наказания за экстремистские проявления; – способностей предвосхищать появление экстремистских намерений; – негативного эмоционального отношения к экстремизму как социальному явлению; – общеморальных и этических установок по отношению к себе и другим людям.
На основании вышеизложенного нами были сделаны модельные построения и разработана алгоритмическая модель технологии психолого-педагогической профилактики экстремизма среди несовершеннолетних.
Структурно технология содержит пять основных этапов.
Первый этап — правовое просвещение, которое включает ознакомление с понятием «экстремизм». Цель данного этапа - научить несовершеннолетних распознавать экстремистские проявления, уметь их классифицировать.
Второй этап — актуализация эмоционально значимых референтных лиц (родители, родственники, друзья, подруги и др.) и социально-значимых явлений.
Третий этап — формирование негативного эмоционального отношения к экстремизму как явлению. Это позволит сформировать у несовершеннолетнего внутреннюю негативную установку к экстремизму (через ассоциативные представления о негативных последствиях экстремизма — если бы они были осуществлены по отношению к эмоционально значимым лицам).
Четвёртый этап — информирование об особенностях наказания за экстремизм и о последствиях, которые ожидают несовершеннолетнего на социальном, эмоциональном и физиологическом уровнях.
Пятый этап — формирование умения предвидеть последствия совершения экстремистских действий в логике: «узнаю правонарушение» — «вспоминаю последствия» — «рассчитываю потери» (социальные, эмоциональные, физиологические) — «делаю выводы» — «принимаю решение».
В целом, профилактика экстремизма среди несовершеннолетних представляет собой комплекс социально-организационных мероприятий, направленных на устранение, преобразование, нивелирование факторов, причин и условий появления экстремистских проявлений у несовершеннолетних посредством правового и социально-психологического информирования, и морально-ценностное совершенствование психолого-педагогическими методами.
Литература:
1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М. – 1993.
2. Мартыненко К.Б. Политический терроризм: понятие, признаки, классификация. Северо-Кавказский юридический вестник. – 1999. – № 7. – С. 66–67.
3. О противодействии экстремистской деятельности: федеральный закон от 25.07.02 г. № 114-ФЗ // Российская газета. – 2002. – 30 июля.
4. Комментарии к Уголовному кодексу Российской Федерации / [С.А. Боженок, Ю.В. Грачева, Л.Д. Ермаков и др.] / ред. А.И. Рарог. – М.: Проспект, 2014. – 960 с.
5. Чуносов М.А. Теоретический анализ категории «делинквентное поведение» // Вестник академии знаний. 2013 №4. С. 154–159.
6. Саламатина И.И. Ресоциализация делинквентных групп несовершеннолетних (на материале США и Англии): автореф. на соискание научн. степени док. пед. наук: спец. 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» / И.И. Саламатина – Москва, 2007. – 57 с.
7. Чуносов М.О. Теоретичне обґрунтування категорії «соціально-педагогічна профілактика делінквентної поведінки неповнолітніх» // Проблеми сучасної педагогічної світи. Сер: педагогіка і психологія. 2013 №41. Ч. 3. С. 151–157.
8. Чуносов М.А., Таранин М.А. Концептуальные основы профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних // Альманах современной науки и образования «Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики». 2015. №12. С. 196-199.