И.А. Тарасевич
выпускник Тобольской
духовной семинарии, чтец по
хиротесии*, старший научный сотрудник
Экспертного научного центра противодействия
идеологи экстремизма и терроризма
Тюменского государственного университета
тел.: +7 (3452) 531-812 E-mail: ioann@ruweb.net, 531812@gmail.com
_________________________________________________________
Гражданам России необходимо четко понимать, что высшим законом страны является Конституция. Нужно всегда осознавать, что все другие законы, постановления, указы и вообще любые официальные документы не могут противоречить нормам Конституции, а если это происходит, то такие акты подлежат немедленной отмене. Все права человека зафиксированы нормами Конституции и нужно знать эти права и уметь их защищать. При этом каждое свое действие, а также действие по отношению к вам любого лица, будь то продавец в магазине, какая-либо коммерческая фирма, чиновник любого уровня, или государственный орган, нужно сверять с нормами Конституции, чтобы быть уверенным, что государство, а значит народ России (он согласно Конституции является единственным источником власти), их одобрит и поддержит в случае необходимости. К сожалению, Конституцию люди в России знают очень плохо, чем могут воспользоваться во вред народу недобросовестные представители государственной власти и другие лица.
Но тема этой небольшой заметки не касается норм Конституции напрямую. Она гораздо более глубокая и чрезвычайно важная для любого россиянина и соотечественника. Статья посвящена некоторым аспектам современной российской правовой доктрины.
Дело в том, что нормы Конституции не рождаются неоткуда, из воздуха. Они на чем-то основаны. Этим основанием является правовая доктрина, которая представляет собой очень сложное явление. Если кратко, то она состоит из философско-правовых теорий, мнений ученых-юристов по тем или иным вопросам правотворчества и правоприменения, научных трудов наиболее авторитетных исследователей в области государства и права, наконец – и это чрезвычайно важно – правовая доктрина формируется на основе культуры и религиозных взглядов народа. Также правовую доктрину формируют взгляды политиков, государственных деятелей и самих людей. Образно выражаясь, правовая доктрина - это тот резервуар, в котором содержится совокупность доказанных теорией и практикой базовых идей и правил о том, как должно быть устроено общество, чтобы составляющие его люди были счастливы.
Другими словами, все необходимое для относительного счастья людей в России уже имеется. Все это содержится в правовой доктрине. Но может возникнуть закономерный вопрос, почему же тогда Конституция России столь далека от совершенства (даже если ее сравнивать, например, с советскими Конституциями)? Дело в том, что из этого резервуара идей каждый законодатель (мы полностью разделяем мнение тех ученых-правоведов, которые считают правовую доктрину одним из источников Конституции) выбирает только то, что является правильным именно с его точки зрения. К сожалению, иногда конкретный человек при этом может несколько «забывать» об основной цели законодательной деятельности – обеспечении процветания народа.
Для того, чтобы уменьшить отрицательное действие человеческого фактора на процесс формирования законов, в том числе и Конституции, различные правовые доктрины принимаются на государственном уровне в виде отдельных документов. В России такими документами являются доктрины информационной, экономической, военной, демографической безопасности и т.п. Конечно, они сами во многом зависят от действующей Конституции, но смысл их существования заключается и в том, чтобы обозначить верные направления для реформирования внутренней и внешней политики, а также правовых норм, в том числе, конституционных.
Каковы же центральные идеи правовой доктрины России, в чем заключается сама ее сердцевина? Стержень российской правовой доктрины определяет духовно-нравственный код российского народа. Центральное место в этом мировоззрении занимают традиционные религии, в первую очередь, православное христианство.
Данный тезис возможно подтвердить, рассматривая фактическое положение России на международной арене. Так как это положение большей частью и определяется центральным элементом правовой доктрины России. Сегодня ни одна страна не подвергается такой же ожесточенной агрессии, как Россия. И причиной этому являются не только колоссальные природные запасы нашей Родины. Главное неприятие со стороны мировой олигархии (именно она является главным инициатором агрессии против России) вызывают духовно-нравственные ориентиры людей в России. Этот мировоззренческий фундамент делает невозможным подчинение России мировым элитам и ее встраивание в организованное ими новое мироустройство. Нужно четко понимать, что ненависть лиц, контролирующих транснациональный капитал, в первую очередь, обращена именно на традиционные религиозные ценности, так как религиозно-моральные взгляды представителей мировой олигархии во многом противоположны мировоззренческим установкам, проповедуемым традиционными российскими религиями.
Подчеркнем, что представители мировой олигархии понимают, что большая часть того резервуара, который представляет собою правовую доктрину России заполнена идеями, родившимися на основе традиционных для российского общества религий, в первую и основную очередь, православного христианства, без которого российской цивилизации никогда и не существовало бы. Они понимают это и постоянно усиливают натиск на Россию.
Также очевидно, что именно этот мировоззренческий фундамент является силой, способной не только обеспечить выживание России, но и ее устойчивый прогресс. Государство, построенное на фундаменте традиционных ценностей способно обеспечить благополучие всего российского народа. Соответственно, конституционно-правовые нормы России должны формироваться на основании именно этих идей.
На сегодняшний день нормы Конституции России не отвечают реально существующей правовой доктрине, стержень которой составляют традиционные ценности. Проигнорированные законодателем составляющие российской правовой доктрины нужно материализовать, вывести в практическую плоскость. Инструментом такой актуализации призвана стать конституционно-правовая доктрина религиозной безопасности России, которая должна быть сформулирована как система научных взглядов, а также принята в качестве официального документа на высшем государственном уровне. Одним из императивов данной доктрины должно стать повышение правового статуса традиционных религий. Эта доктрина должна стать отправной точкой формулирования норм грядущей Конституции России (подробнее о конституционно-правовой доктрине религиозной безопасности можно узнать, ознакомившись с научным трудом: Тарасевич И.А. Конституционно-правовые основы религиозной безопасности Российской Федерации: дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.02. – Тюмень, 2014. – 376 с.).
В заключение, отметим, что связь конституционно-правовой доктрины религиозной безопасности с другими видами правовой доктрины очень глубока. Реализация принципов обеспечения религиозной безопасности послужит установлению надлежащего уровня иных видов безопасности. Так, реализация принципа приоритетного культивирования нравственных ценностей традиционных для России религиозных объединений во внутренней и внешней политике будет способствовать искоренению такого вредного явления как религиозный экстремизм (и не только религиозный).
Дело в том, что в настоящее время в сфере борьбы с экстремизмом в России акцент делается на запретительных мерах, а также на ужесточении юридической ответственности за проявления экстремизма. Но сегодня силовые методы уже не приносят желаемого результата, а ресурсы запретительной политики государства практически исчерпаны. Всякая попытка силового решения проблем экстремизма приводит только к усиливающемуся противодействию. Не подвергая сомнению необходимость проведения силовых мероприятий, мы уверены, что для достижения наилучших результатов сегодня назрела необходимость смены парадигмы в борьбе со всеми формами экстремизма.
Мы видим основную причину неэффективной борьбы с экстремизмом в том, что, стараясь вытеснить из социума факторы, провоцирующие экстремистские настроения, государство взамен не предоставляет социуму никакой альтернативы. Но через некоторое время образовавшийся духовно-идеологический вакуум заполняется не менее радикальными идеями и устремлениями.
Думается, что новой парадигмой не только в борьбе с экстремизмом, но и в процессе обеспечения религиозной безопасности России в целом может стать политика замещения общественных ценностей, провоцирующих экстремизм, другими мировоззренческими установками, исключающими всякое проявление экстремизма. Мировоззренческими установками, в принципе не способными породить экстремизм в любом его виде и, напротив, способными максимально обеспечить права человека и гражданина, обладают традиционные для российского общества религии. Таким образом, в целях обеспечения безопасности общества должна быть на основе конституционно-правовой доктрины религиозной безопасности подвергнута пересмотру вся государственно-религиозная политика России.
_________________________________________________________
* Хиротесия - таинство поставления в чин церковнослужителя, совершаемое за Литургией епископом. Следствием таинства является приобретение определенных канонически-обусловленных богослужебных прав и обязанностей. Также новопоставленному со стороны епархиальной консистории выдаются соответствующие документы.