#ПОМОГИМНЕ
#ПОМОГИМНЕ
Если Вы столкнулись с чем-то непонятным, угрожающим - сообщите об этом. Сообщение может быть анонимным.
Имя
E-mail
Сообщение *
Отправить
/ Мусульманские обряды в повседневной культуре мусульман Сибири (исторические трансформации)

Мусульманские обряды в повседневной культуре мусульман Сибири (исторические трансформации)

05.06.2017 710
Июнь 2019
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

Закон есть высшее проявление человеческой мудрости, использующее опыт людей на благо общества.

– Джонсон Сэмюэл

Наша жизнь — следствие наших мыслей; она рождается в нашем сердце, она творится нашею мыслью. Если человек говорит и действует с доброю мыслью — радость следует за ним как тень, никогда не покидающая.

– Дхаммапада

Люди ищут удовольствия, бросаясь из стороны в сторону, только потому, что чувствуют пустоту своей жизни, но не чувствуют еще пустоты той новой потехи, которая их притягивает.

– Блез Паскаль

Жизнь — это миг. Ее нельзя прожить сначала на черновике, а потом переписать на беловик.

– Антон Павлович Чехов

В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро.

– Аристотель

Человек, который ограничен в сердце и мыслях, склонен любить в жизни то, что ограничено. Тот, у кого ограничено зрение, не может видеть дальше длины одного локтя на дороге, по которой он идёт, или на стене, о которую он опирается своим плечом.

– Джебран Халиль Джебран

Два смысла в жизни — внутренний и внешний,
У внешнего — семья, дела, успех;
А внутренний — неясный и нездешний —
В ответственности каждого за всех.

– Игорь Губерман

Честь человека не во власти другого; честь эта в нем самом и не зависит от общественного мнения; защитой ей служит не меч и не щит, а честная и безупречная жизнь, и бой в таких условиях не уступит в мужестве всякому другому бою.

– Жан Жак Руссо

Военная сила может убить, но она не способна изменить ум, сердце, эмоции. Убийство одного человека делает больно его друзьям, родным, заражает гневом и желанием мести десять, двадцать человек вокруг — разве это не очевидно?

– Далай-лама XIV

О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни.

– Блез Паскаль

Что дороже — славное имя или жизнь? Что умнее - жизнь или богатство? Что мучительнее — достигать или утрачивать? Вот почему великие пристрастия неизбежно ведут к большим потерям. А неуемное накопление оборачивается огромной утратой. Знай меру - и не придется испытать стыд. Умей остановиться — и не столкнешься с опасностями и сумеешь прожить долго.

– Лао-цзы

Большая часть нашей жизни уходит на ошибки и дурные поступки; значительная часть протекает в бездействии, и почти всегда вся жизнь в том, что мы делаем не то, что надо.

– Стендаль

Экстремисты боятся книг и ручек, сила образования пугает их. Ручки и книги — оружие, которое победит терроризм.

– Малала Юсуфзай
В условиях нарастания напряженности в мире, связанной с исламистским экстремизмом, очень важно понять и, по мере возможности, использовать тот внутренний потенциал неприятия радикализма, который заложен в самой религии. Ислам, как и всякая другая религия, связана со специфическим типом мышления (стереотипами), равно как и особенностями местной культуры, адаптированной к современности.

Особенности, заметим, присутствовали всегда, представляя диалектическое единство: о следах архаичных верований можно судить, например, по обряду почитания деревянных кукол – курча, в облике которых угадывается архаичное начало. О кантоминации архаичных и исламских традиций в культуре говорит немало черт, близких верованиям угров, самодийцев, и др.: почитание деревянных антропоморфных идолов; культ медведя (существование «медвежьего» рода, специальных церемоний при добыче зверя, «медвежьей присяги» и т. д.); почитание «священных деревьев»; запрет на употребление в пищу щуки и др.

С помощью обрядов и ныне в среде коренных сибиряков - мусульман организуется передача социально значимой информации другим поколениям. Ислам внёс систему запретов, подчас аналогичных тем, что существовали ранее. Так, правоверным запрещалась охота вблизи свяшенных мест - астана и др. Жизнь в природно-климатической среде требовала отлаживания механизмов функционирования институтов ислама и приспособления брядов. Во многом это связано с позицией Ахмет-Гирея и Кучума по упрочению ислама в регионе и приспособлению обычаев к местным условиям. Хотя Сейфи Челеби говорил о Кучуме как стороннике ханифитской ветви суннизма – «он мусульманин, принадлежащий к вероисповеданию Имама Азама», но примечал, что на севере летние ночи крайне коротки: «…в течение сорока дней кряду невозможно совершать молитву [намаз-и хуфтан, которая совершается через два часа после захода солнца – А.Я.] – наступает рассвет». Подробное описание иностранцем обрядов в г. Тобольске относится к 1666 г. Жизнь привносила изменения. В 1830 г. «Оренбургский Муфтий вместе с Оренбургским Магометанским Духовным Собранием, не принимая Магометанских законов в таком строгом смысле и указывая случаи, при которых тело умершего может быть оставлено без погребения дольше дня его смерти, доносит о возможности распространить на Магометан благотворное действие общего закона».

Модернизация «по-советски» культурно-бытовой сферы, улучшение благосостояния, процессы урбанизации и пр. вели в то время к исчезновению мн. предметов, имеющих религиозную специфику, но основные знания об обрядах передавались изустно новым поколениям. Примечательно, что получение от государства или предприятия квартиры сопровождалось освещением её действием «өй катым», отражая трансформацию обрядов. О том, что существовала скрытая от власти жизнь, догадались, лишь когда увеличение числа выявленных фактов стало заметно.

В большинстве случаев, испытывая проблемы в части недостатка мечетей и молитвенных домов, исполнения обрядов, носители разных мазхабов и политических взглядов, особенно в небольших городах, не говоря уже о селениях, вынуждены были активно контактировать между собой и даже взаимно унифицировать обряды. Учёт религиозных традиций при организации массовых мероприятий стал фактором муниципальной политики в регионе, так же как в ряде случаев и изменение правил внутреннего распорядка на предприятиях по пятницам, хотя мало контролировалось содержание пятничных проповедей, иногда навязывавших протестные настроения.

В отношениях между прежними религиозными нормами и современными общегражданскими возникала напряженность. Подтверждением служит зафиксированный случай, когда на вопрос об этнокультурной ориентации одна сибирячка назвалась «обрусевшей мусульманкой», но «вообще атеисткой»; говорила, что её «не учили молитвам в детстве», но одна из дочерей посещала мечеть; семь детей состояли в браке с русскими, хотя обряды не соблюдали; вместе праздновали русские праздники, но готовили татарские блюда. При этом у каждого члена семьи последний в жизни путь свой, исходящий из этноконфессиональной традиции.

Органы КГБ СССР отслеживали массовые обряды, связанные не только с Курбан-байрамом и Ураза-Байрамом, но и «освящением» нового дома, в т.ч. с участием коммунисов и комсомольцев. Вне зависимости от отношения власти, практика обрядов включала праздники с исламской «составной»: Ураза-байрам и Курбан-байрам, свадьба (той). Обряды гостеприимства казахов предполагали отдаривание, сопровождаемое словами «Алланын берген ырыздыгi ешкеiм алалмайды» («Данное Аллахом никто не отнимет»). Примечательно, что в торжестве по случаю рождения ребенка – шелдекане присутствовал архаичный элемент – поверье, согласно которому в первые три ночи злые духи могли подменить младенца, поэтому шумное веселье должно их отпугнуть. По костям животных, заколотых в праздник Курбан-байрам (как и полагается по традиции, он остался коллективным усилием по преодолению смерти и преображению мира во имя живых) казахи Кулундинской степи предсказывали будущее: «И хотя известно, что канонический ислам отрицает колдовство (сихр) и творение заклинаний, но, тем не менее, магия представляет особую практику в его структуре».

Правила-предписания в нормах поведения и общения в нач. ХХI в. стали желательными, но необязательными в воспроизведении, особенно у родившихся и повзрослевших в Сибири. «Конфликт поколений» обретал новое наполнение: новации должны пройти долгий путь адапации, прежде чем станут традиционными обрядами.

доктор исторических наук, профессор,
ведущий научный сотрудник
Экспертного научного центра по противодействию идеологии экстремизма и терроризма
Тюменского госуниверситета Александр Павлович Ярков 


Литература и источники:

Гончарова Т.А. История Нижнего Притомья в контексте межэтнической коммуникации (ХVII – нач. ХХI в.). Томск, 2006

Горбатов А.В. Государство и религиозные организации Сибири в 1940-е–1960 гг. Томск, 2008

Ислам на краю света. История ислама в Западной Сибири: [в 3 т.] / под ред. А.П. Яркова. Т. 1. Тюмень, 2007; Т. 3. М., 2015.

Корусенко М.А., Ожередов Ю.И., Ярзуткина А.А. Мифология сибирских татар в символах образов и вещей (опыты прочтения). СПб., 2013.

Октябрьская И.В. Праздник жертвы Курбан-айт (этнографические наблюдения в ауле Карасарт Карасукского района Новосибирской области 2010 года) // Сибирь на перекрестье мировых религий: мат. V межрегион. науч.-практ. конф. Новосибирск, 2011.

Ташкалова В.С. Культура сибирских татар: история и современность: сб. ст. Тюмень, 2008.

Архив РУФСБ РФ по Тюменской обл. Ф. 3894. Оп. 2. Д. 33. Л. 85, 92-94; Д. 38. Л. 148.
Поделиться

Полезные ресурсы