Махмутова Р. Г. — доцент кафедры, кандидат исторических наук; Н. А. Шибанова — доцент кафедры, кандидат философских наук (Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского федерального университета (г. Казань)
Статья опубликована в журнале "ОБЗОР. НЦПТИ", выпуск № 2 (29) июнь 2022 года.
Образовательная организация представляет собой сложный социальный механизм, направленный на поиск оптимальных моделей удовлетворения образовательных, воспитательных потребностей и поддержания психологической и конфликтологической устойчивости учащихся.
Образовательная среда испытывает на себе влияние изменений, происходящих в социальной сфере — дисгармонии в семейных отношениях, утраты устойчивых связей между поколениями, переживаний социального неравенства различными группами населения, фрустрации, вызванной неудовлетворением нужд и потребностей.
Случаи вооруженного нападения на российские образовательные организации, произошедшие в г. Керчи (2018 год) и г. Казани (2021 год), повлекшие разрушения и человеческие потери, ставят перед государством и обществом вопрос о комплексном анализе факторов возникновения актов насилия в отношении учащихся, своевременного обнаружения и конструктивного реагирования на угрозы, возникающие в образовательном пространстве. Одним из инструментов проектирования деятельности образовательных организаций в сфере профилактики деструктивных явлений является разработка и реализация мониторинга конфликтности учащихся, создание системы раннего выявления учащихся, подверженных влиянию радикальной идеологии. Определение скрытых противоречий в межличностном общении учащихся, анализ конфликтных ситуаций в образовательных организациях, проведение социологических исследований, определяющих состояние и тенденции в сфере радикализации, обеспечивают качественную аналитику и выработку научно-обоснованных компетенций ближайшего окружения — родителей, педагогов, специалистов по работе с молодежью, психологов по раннему предупреждению деструктивных явлений.
Своевременное распознавание ближайшим социальным окружением признаков травли, конфликтов, агрессивного поведения в социальных сетях, пограничных способов проявления индивидуальности, склонности к преступной деятельности, демонстративной жестокости, а также оценка готовности к участию молодежи в протестной активности, латентной вовлеченности в экстремизм позволят предотвратить усиление противоречий и возникновение насильственных конфликтов как формы достижения целей.
Своевременное отслеживание резких изменений в поведенческих, мотивационных, эмоционально-волевых характеристиках учащихся способно предупредить возникновение крайних взглядов у молодежи и присоединение к агрессивным сообществам. Данная статья посвящена определению содержания конфликтогенов, способных оказать влияние на радикализацию обучающихся. Если рассматривать радикализацию как процесс развития экстремистской идеологии и убеждений, можно отследить причины, способствующие радикализации, и своевременно на них воздействовать. Систематизация компетенций ближайшего социального окружения по раннему выявлению дисфункций, возникающих в образовательном учреждении, позволяет предотвратить агрессивное поведение и межличностные конфликты среди учащихся.
В настоящее время возрастает интерес к теме оценки рисков радикализации, ведутся исследования жизненного пути лиц, нуждающихся в особом внимании раскрывается проблема языка вражды, травли. Растет активность специализированных центров, разрабатывающих методики раннего выявления и реагирования на деструктивное поведение несовершеннолетних, тем самым создаются основы для выстраивания системы мониторинга конфликтности образовательной среды.
Российское академическое сообщество изучает западные методологические подходы к пониманию природы насильственной радикализации в целях поиска путей по ее предотвращению и сокращению. В частности, мультитеоретический и мультиметодологический подходы обосновывают мотивы присоединения к террористической группе (слияние идентичностей, сакральные ценности), что вносит существенный вклад в понимание причин радикализации и в последующем может расширить представление о способах мониторинга деструктивности. Модель радикализации объясняет вступление в группы, склонные к насилию, потребностью в уважении, ощущении собственной ценности, желанием получить социальные преимущества от участия, обретением целеполагания.
Исследователи указывают на то, что факторы вступления различаются в зависимости от зон напряженности. В конфликтных регионах это травмы и месть, в неконфликтных — дискриминация, маргинализация, разочарование, стремление к приключениям, романтика, личная значимость или желание быть героем. В процессе построения модели выявления конфликтности значимым является учет зависимых переменных (поведенческая и когнитивная радикализация) и независимых переменных (толкающие, тянущие и личные факторы), а также детальный анализ проблемы подросткового риска и уязвимости.
Для реализации мониторинга деструктивного поведения учащихся необходимо выявить категории учащихся, нуждающихся во внимании. Обратим внимание, что характерными чертами для групп риска является обида на общество или близких, непонимание с их стороны, духовный поиск либо различного рода дискриминация.
Выделяют категорию учащихся, намеренно нарушающих социальные отношения (революционные действия, террористические акты, перевороты, протестные движения с агрессивными проявлениями, экстремизм), причиняющих физический ущерб другим людям (побои, драки, убийства), морально унижающих других людей, провоцирующих конфликты, травлю (буллинг), проявляющих жестокость к животным, вандализм, сквернословие, экоцид, аутоагрессию. Необходимо обратить внимание на учащихся, выступающих в роли экспертов в области религиозной практики, активно навязывающих непроверенную информацию окружающим, что может вызывать напряженность в коллективе учащихся. Значимой частью мониторинга является проведение анализа проблемной и конфликтной ситуаций, жизненных стратегий учащихся из групп риска в целях выявления и пресечения установок на отчуждение и вражду. Формой мониторинга может стать наблюдение за психоэмоциональным состоянием обучающихся с последующей дифференциацией поведенческих проблем, соотнесением проявлений поведения конкретного ученика с индикаторами видов отклоняющегося поведения, квалификацией вида риска в соответствии с индикаторами дисфункций.
Объектами мониторинга могут выступать обращения обучающихся за получением психологической помощи в кризисной ситуации. Ценным источником может стать получение информации от субъектов профилактики о совершении подростком правонарушений.
Информационно-аналитические материалы по профилактике правонарушений, статистика (количество обучающихся, охват дополнительным образованием, информация органов внутренних дел о преступлениях и правонарушениях, информация органов управления образованием, учреждений здравоохранения, социальной защиты о детях и семьях, находящихся в социально опасном положении) создают понимание уровней конфликтности, дают возможность оценить их явный или латентный характер. Работа с банками данных посещаемости занятий, успеваемости, а также семей с низким материальным уровнем, сирот, лиц с особыми возможностями даст возможность оценить факторы риска. Анализ информации об актах пропаганды насилия, расовой и религиозной ненависти, нетерпимости и вражды позволит увидеть признаки, специфику проявлений деструктивной активности. Информация о деструктивном поведении может быть получена от ближайшего окружения учащегося — одноклассников, одногруппников, родителей, педагогов, а также из официальных документов. Сбор и анализ данных о проблемном поведении должен учитывать проявления возрастных кризисов, стрессовой кризисной ситуации.
Изучение методических материалов, раскрывающих тему раннего выявления психологического неблагополучия обучающихся, оценки профилактики отклоняющегося поведения обучающихся, позволило определить условия, обеспечивающие мониторинг деструктивного поведения в образовательной среде — организационно-правовые основы, социально-психологические и конфликтологические методики.
Анализ рисков вовлечения молодых людей в деструктивные организации включает выделение ключевых параметров деструктивности образовательной среды. Теоретическое обоснование представлений о рисках возникновения латентных и насильственных конфликтов в образовательной среде будет способствовать выработке прогностически значимых критериев конфликтогенности молодежной среды.
К маркерам возникновения радикальных взглядов можно отнести: представления о справедливости; ксенофобские настроения; наличие молодых людей, наиболее подверженных воздействию идеологии насилия; участников деструктивной субкультурности; буллинг; обучающихся, находящихся в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации, имеющих агрессивное поведение, межличностные, насильственные конфликты.
Исследователи в качестве признаков девиантного поведения выделяют: раннее проблемное (нарушение статуса, оппозиционность), рискованное (повышенный уровень опасности, риск), суицидальное, самоповреждающее, аддиктивное (пагубное пристрастие), агрессивное (психическое и физическое насилие), делинквентное (причинение имущественного ущерба, открытая агрессия) поведение. Отличительные особенности указанных видов проблемного поведения могут быть обусловлены возрастными кризисами, индивидуальными и социальными факторами риска, поэтому следует отличать признаки устойчивого проблемного поведения от временных трудностей.
Следует остановиться на признаках, свидетельствующих о воздействии экстремистской идеологии на сознание молодых людей. Среди них — манера поведения, которая становится значительно более резкой и грубой, прогрессирует ненормативная либо жаргонная лексика; резко меняется стиль одежды и внешнего вида, соответствуя правилам определенной субкультуры; на компьютере оказывается много сохраненных ссылок или файлов с текстами, роликами или изображениями экстремистского содержания; в доме появляется непонятная и нетипичная символика или атрибутика, предметы, которые могут быть использованы как оружие; чрезмерное увлечение вредными привычками; рез- кое увеличение числа разговоров на политические и социальные темы, в ходе которых высказываются крайние суждения с признаками нетерпимости.
Компетенции ближайшего окружения по определению уровня конфликтности образовательной среды являются необходимым условием организации мониторинга. В функциональном регламенте должностных лиц образовательных организаций, ответственных за вопросы профилактики терроризма и экстремизма, указаны механизмы выявления деструктивных явлений в образовательных учреждениях. Среди мер раннего предупреждения радикализации выделяют мониторинг вовлеченности участников образовательного процесса в деструктивные группы в социальных сетях; проведение адресных профилактических мероприятий с лицами, которые могут попасть в зону риска.
Мониторинг предполагает внесение предложений по раннему выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, обучающихся, склонных к совершению правонарушений, а также своевременный информационный обмен относительно данной категории с заинтересованными структурами, ведомствами и специалистами.
Обучение педагогов навыкам раннего распознавания отклоняющегося поведения основано на понимании этапов развития нарушений в поведении учащихся. Ближайшее социальное окружение должно владеть знаниями о возрастных закономерностях, личных особенностях молодых людей, характере взаимоотношений в семье, владеть пониманием последствий неэффективности досуговой системы, определять молодежные, модные тенденции.
Особую важность приобретают навыки по выявлению у обучающихся признаков отклоняющегося поведения, эмоционального напряжения и социально-психологического неблагополучия в целях оказания им своевременной и комплексной помощи в разрешении возникшей сложной ситуации. Специалисты должны обладать способностью выявлять «трудности в психоэмоциональном, личностном развитии, признаки высокой тревожности, депрессивного состояния, дезадаптации».
Сфера межкультурного диалога и коммуникаций выступает наиболее чувствительной к угрозам нарушения целостности этнической и религиозной идентичности учащихся. Наблюдение за состоянием межэтнического взаимодействия в образовательном заведении может включать оценку таких параметров, как количество учащихся, выражающих чувство превосходства собственной нации, нетерпимости к представителям других национальностей, агрессивно настроенных к представителям других национальностей, количество конфликтов на национальной почве в школьной среде.
Таким образом, наращивание знаний, умений, навыков по сбору информации о проблемном поведении обучающихся, анализ социальных рисков, факторов, препятствующих социальной адаптации учащихся, свидетельствует о том, что характер деятельности педагогического сообщества выходит за рамки традиционных компетенций.
Межведомственное взаимодействие образовательных организаций и социальных институтов по предотвращению отклоняющегося поведения молодежи способно своевременно выявить конфликтогены, конструктивно и безотлагательно снизить остроту их проявлений.
Родительское сообщество, выстраивая коммуникацию, увеличивая свою вовлеченность в жизнь молодых людей способно заметить признаки психологического неблагополучия и отклоняющихся форм поведения у членов семьи, такие как резкое изменение образа жизни, внешние преображения, появление нового окружения, присутствие символов, атрибутики, литературы. Повышение педагогической и конфликтологической компетентности родителей по выявлению семейных дисфункций, понимание их социальных последствий, своевременное информирование и просвещение родителей о тенденциях, угрозах радикализации будет оказывать влияние на формирование психологической и духовной безопасной среды в образовательной организации.
В процессе реализации сложившейся модели мониторинга деструктивности можно выделить трудности. Существует необходимость создания комплекса диагностических средств по выявлению лиц, склонных или подверженных влиянию идеологии экстремизма. Выделяют проблему отсутствия системы информирования ответственных за профилактику экстремизма лиц в образовательных организациях об актуальных тенденциях в данной сфере на международном, федеральном и региональном уровнях.
Усиление взаимодействия с субъектами профилактики, привлечение соответствующих служб для анализа актуального положения конфликтности молодых людей путем оказания взаимной консультативной помощи по выявлению, предупреждению, пресечению экстремизма будет способствовать созданию оптимальной модели работы с молодежью, подверженной внешнему деструктивному влиянию. Ближайшее окружение обучающихся (родители, родственники, друзья) должно обладать современными знаниями о природе отклоняющегося поведения личности, осознавать степень общественной опасности проявлений травли, скрытой агрессии.
Подводя итоги, можно сказать, что выявление на раннем этапе конфликтогенов требует интеграции инструментария и потенциала практиков и теоретиков в области профилактики деструктивных явлений и конфликтности, что существенно обогатит содержание материалов, предназначенных для предупреждения и уменьшения вероятности появления идеологии вражды с помощью методологических, социально-экономических, правовых, организационных, психолого-педагогических мер воздействия. Технологии отслеживания деструктивного поведения, понимание психологических, поведенческих и внешних факторов риска в сочетании с готовностью родителей и педагогов к сотрудничеству с молодым человеком, находящимся в трудной ситуации, будет создавать безопасное и конструктивное пространство для управления проблемной внутренней и внешней коммуникацией.
Таким образом, распознавание динамики внутриличностного и межличностного конфликта требует развития компетенций в области определения контингента учащихся, нуждающихся во внимании, выявления потенциальных и явных рисков. Систематизация представлений о социально-психологическом портрете учащихся, входящих в категорию потенциальных потребителей экстремистской информации; молодежи, поведение которой основано на убеждениях о безнаказанности и низкой ответственности за свои действия в сети «Интернет», будет способствовать выбору средств реагирования в целях оказания корректирующего воздействия.
Способность ближайшего окружения своевременно определять признаки проблемного поведения, степень подверженности молодых людей усвоению идеологии насилия позволит расширить представления о том, кто наиболее подвержен или уже подпал под воздействие идеологии насилия и определить форму поддержки таким лицам и членам их семей. Изучение социального и семейного контекста, индивидуальных особенностей обучающегося, подверженного радикализации, позволит уточнить индикаторы и методологию изучения социально-психологической дезадаптации, что повысит эффективность раннего выявления и реагирования на острые противоречия, возникающие в коллективе учащихся.
Литература:
1 Научное и педагогическое сообщества в системе радикализации молодежи: Всероссийская научно-практическая конференция (Казань, 21 сентября 2020 года): сборник статей / под общ. ред. Р. Г. Минзарипова. — Казань: Изд-во Казанского университета, 2021. — 84 с.
2 Основные результаты фундаментальных исследований ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем» за 2020 год // Казанский педагогический журнал. 2021. № 1. — С. 8—22.
3 Беренова М. А. Безопасность ребенка и подростка. Жизнь без страха: практическое пособие. — Екатеренбург: Клуб умной безопасности, 2020. — 236 с.;
Беренова М. А. Умная безопасность. Как выжить в школе и вне ее? — Екатеренбург: Клуб умной безопасности, 2020. — 256 с.
4 АНО «Центр изучения и сетевого мониторинга молодежной среды» ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей»; Центр профилактики религиозного и этнического экстремизма в образовательных организациях Российской Федерации; Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети «Интернет; Московский государственный психолого-педагогический университет. «Навигатор профилактики» [Электронный ресурс]. URL: https:// mgppu.ru/about/publications/deviant_behaviour.
5 Гомес А., Васкес А. Экстремизм. Насильственная радикализация и терроризм [Электронный ресурс]. URL: https:// sanzytorres.es/libros/extremismo-radicalizacion-violenta-y-terrorismo/9788417765545/.
6 Подростковый риск и уязвимость: концепции и измерения // Национальный исследовательский совет. 2001. 165 с.
7 Комплексный модульный план обучения различных категорий населения в сфере профилактики терроризма и экстремизма с краткими лекциями и презентационным материалом / авт.-сост.: Л. А. Кудряшова, В. В. Герасимова, Т. В. Яковенко, И. Ф. Сибгатуллина, Г. А. Шайхутдинова; изд. 3-е, перераб. и доп. — Казань: ГАОУ ДПО ИРО РТ, 2020. — С. 164.
8 Алгоритм действий для родителей, обучающихся по раннему выявлению и реагированию на деструктивное поведение несовершеннолетних, проявляю- щееся под воздействием информации негативного характера, распространяемой в сети Интернет. — М., 2020. — 24 с.
9 Методические материалы по признакам девиаций, действиям специалистов системы образования в ситуациях социальных рисков и профилактике деви- антного поведения обучающихся [Электронный ресурс]. URL: https:// mgppu.ru/about/publications/deviant_behaviour.
10 Комплексный модульный план обучения различных категорий населения в сфере профилактики терроризма и экстремизма с краткими лекциями и презентационным материалом / авт.-сост.: Л. А. Кудряшова, В. В. Герасимова, Т. В. Яковенко, И. Ф. Сибгатуллина, Г. А. Шайхутдинова; изд. 3-е, перераб. и доп. — Казань: ГАОУ ДПО ИРО РТ, 2020. — С. 124.
11 Функциональный регламент должностных лиц образовательных организаций, ответственных за вопросы профилактики терроризма и экстремизма: утв. приказом МОиН РТ от 09.06.2017 г. № 1041/17 (в ред. приказа от 28.08.2018 № 1249/18).
12 Лушпаева И. И. Профилактика правонарушений в образовательной среде: вопросы диагностики и коррекции нарушений поведения: практическое руко- водство для педагогов и педагогов-психологов общеобразовательных организаций. — Казань: ГАОУ ДПО ИРО РТ, 2018. — 48 с.
13 Резолюция итоговой онлайн-конференции кампании «Мы за традиции, мир и безопасность!» по теме «Профилактика экстремизма: тренды 2021» (25 де- кабря 2020 года) [Электронный ресурс]. URL: https:// xn-80anencz6e.xn — p1ai/materials.