#ПОМОГИМНЕ
#ПОМОГИМНЕ
Если Вы столкнулись с чем-то непонятным, угрожающим - сообщите об этом. Сообщение может быть анонимным.

Имя
E-mail
Сообщение *
Отправить
/ Об организации и кадровом обеспечении деятельности по противодействию идеологии терроризма в образовательной среде

Об организации и кадровом обеспечении деятельности по противодействию идеологии терроризма в образовательной среде

12.09.2022 683
Октябрь 2024
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

Если мы хотим достичь настоящего мира во всем мире, то начинать надо с детей.

– Махатма Ганди

Если будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли её трудом своим великим…

– Ярослав Мудрый

Были бы от зла сердца чисты, -
Не знал бы мир ни распри, ни вражды.

– Абдуррахман Нураддин ибн Ахмад Джами

Кто двигается вперёд в знании, но отстает в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд.

– Аристотель

Более яркого проявления слабости, чем террор, в мире не существует.

– Дэн Браун

Закон достойных — творить добро и не ссориться.

Правильные рассуждения ведут к правильным поступкам. Правильность ума ведёт к справедливости сердца.

– Виктор Гюго

Величие народа не измеряется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом; единственной мерой служит его умственное развитие и его нравственный уровень.

– Виктор Гюго

Человек, запомнивший слова мудрых, сам становится благоразумным.

– Абай Кунанбаев

Только разум, наука, воля, совесть возвышают человека. Думать, что можно иначе возвыситься, может только глупец.

– Абай Кунанбаев

Закон есть высшее проявление человеческой мудрости, использующее опыт людей на благо общества.

– Джонсон Сэмюэл

Наша жизнь — следствие наших мыслей; она рождается в нашем сердце, она творится нашею мыслью. Если человек говорит и действует с доброю мыслью — радость следует за ним как тень, никогда не покидающая.

– Дхаммапада

Люди ищут удовольствия, бросаясь из стороны в сторону, только потому, что чувствуют пустоту своей жизни, но не чувствуют еще пустоты той новой потехи, которая их притягивает.

– Блез Паскаль

Жизнь — это миг. Ее нельзя прожить сначала на черновике, а потом переписать на беловик.

– Антон Павлович Чехов

В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро.

– Аристотель

Человек, который ограничен в сердце и мыслях, склонен любить в жизни то, что ограничено. Тот, у кого ограничено зрение, не может видеть дальше длины одного локтя на дороге, по которой он идёт, или на стене, о которую он опирается своим плечом.

– Джебран Халиль Джебран

Два смысла в жизни — внутренний и внешний,
У внешнего — семья, дела, успех;
А внутренний — неясный и нездешний —
В ответственности каждого за всех.

– Игорь Губерман

Честь человека не во власти другого; честь эта в нем самом и не зависит от общественного мнения; защитой ей служит не меч и не щит, а честная и безупречная жизнь, и бой в таких условиях не уступит в мужестве всякому другому бою.

– Жан Жак Руссо

Военная сила может убить, но она не способна изменить ум, сердце, эмоции. Убийство одного человека делает больно его друзьям, родным, заражает гневом и желанием мести десять, двадцать человек вокруг — разве это не очевидно?

– Далай-лама XIV

Никогда не осуждайте человека, пока не пройдете долгий путь в его ботинках.

– Лао-Цзы

О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни.

– Блез Паскаль

Что дороже — славное имя или жизнь? Что умнее - жизнь или богатство? Что мучительнее — достигать или утрачивать? Вот почему великие пристрастия неизбежно ведут к большим потерям. А неуемное накопление оборачивается огромной утратой. Знай меру - и не придется испытать стыд. Умей остановиться — и не столкнешься с опасностями и сумеешь прожить долго.

– Лао-цзы

Большая часть нашей жизни уходит на ошибки и дурные поступки; значительная часть протекает в бездействии, и почти всегда вся жизнь в том, что мы делаем не то, что надо.

– Стендаль

Экстремисты боятся книг и ручек, сила образования пугает их. Ручки и книги — оружие, которое победит терроризм.

– Малала Юсуфзай

Кулягин Игорь Валерьевич — первый заместитель руководителя аппарата Национального антитеррористического комитета, вице-адмирал, г. Москва

Источник: Журнал "Обзор.НЦПТИ", Выпуск № 1 (24), Март 2021.

Благодаря последовательной, системной и скоординированной работе всех субъектов противодействия терроризму в России уже не первый год сохраняется тенденция сокращения количества преступлений террористической направленности.

Данная тенденция является результатом функционирования в стране общегосударственной системы противодействия терроризму. Ключевую роль в этой системе играет Национальный антитеррористический комитет, который организует взаимодействие субъектов противодействия терроризму, осуществляет планирование применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также управление контртеррористическими операциями.

Вместе с тем эмиссары международных террористических организаций не прекращают попыток вербовать новых сторонников, в первую очередь из числа молодёжи. При этом в период ограничений, вызванных распространением новой коронавирусной инфекции, они активизировали пропагандистскую и вербовочную деятельность в социальных сетях и мессенджерах.

Это требует сосредоточения усилий в настоящее время на реализации мер профилактики. Национальным антитеррористическим комитетом был разработан и в 2018 году утвержден Президентом России Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019–2023 годы, реализуемый как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях, приоритетными задачами которого являются:

– повышение эффективности профилактической работы с лицами, подверженными воздействию идеологии терроризма, а также подпавшими под ее влияние;

– реализация мер по формированию у населения Российской Федерации антитеррористического сознания;

– совершенствование мер информационно-пропагандистского характера и защиты информационного пространства Российской Федерации от идеологии терроризма;

– развитие организационных и иных мер, направленных на повышение результативности деятельности субъектов противодействия терроризму.

На федеральном уровне при координации Национального антитеррористического комитета федеральными министерствами осуществляется выработка организационных мер, подготовка методик профилактики, разработка программ подготовки специалистов в сфере профилактики терроризма.

Основная работа по исполнению мероприятий Комплексного плана осуществляется на региональном уровне территориальными органами ведомств во взаимодействии с органами власти субъектов Российской Федерации при координирующей роли региональных антитеррористических комиссий. В профилактическую деятельность активно включены представители общественных и религиозных организаций, а также лидеры общественного мнения (журналисты, спортсмены, политики, блогеры и т. д.).

Важную роль в этой работе играют образовательные организации, которым для выстраивания системной работы по противодействию идеологии терроризма необходимо обеспечивать реализацию профилактических мер в рамках образовательной деятельности, массовой работы, индивидуальной воспитательной работы с группой риска.

Так, целесообразно актуализировать содержание реализуемых в вузах образовательных программ на предмет включения в образовательный процесс вопросов, позволяющих формировать у обучающихся негативное отношение к идеологии терроризма. Организаторы массовой работы должны стремиться к максимальному охвату культурными, спортивными, форумными и иными массовыми мероприятиями обучающихся для обеспечения их полной занятости в свободное от учебы время.

Образовательным организациям необходимо осуществлять мониторинг социального самочувствия обучающихся (анкетирование, наблюдение, беседы) и выявление групп риска в целях проведения адресной работы с привлечением опытных психологов, педагогов, представителей правоохранительных органов и духовенства. Индивидуальная работа должна осуществляться с учетом современных реалий жизни, интересов молодых людей, не быть навязчивой. Прикрепляя к обучающемуся педагога-психолога либо преподавателя для проведения индивидуальной работы, нужно, конечно же, учитывать наличие у них межличностного контакта и доверительных отношений.

Работая с группами риска, важно определить наиболее эффективные формы для снижения уровня радикализации молодых людей и недопущения их вовлечения в террористическую деятельность. Преподаватели, психологи, административный состав должны не только четко понимать, как выявлять таких лиц, но и обладать твердыми знаниями как действовать в таких ситуациях.

При формировании подходов к организации профилактической работы усилия должны быть нацелены на активное задействование индивидуального подхода к каждому профилактируемому, исключение шаблонного планирования мероприятий и их формального выполнения.

С этих же позиций следует формировать подходы к созданию антитеррористического контента, который должен стать более адресным, наглядным и понятным для молодежи. Для этого целесообразно обстоятельно изучать современные тенденции и учитывать существующие практики федеральных органов власти и институтов гражданского общества при разработке таких материалов. Немаловажным также остается выбор каналов их распространения, как, например, социальные сети с максимально возможным охватом целевой аудитории, а при необходимости и целенаправленное формирование групп в социальных сетях с привлечением к работе в них молодежных лидеров и авторитетных в молодежной среде людей. Все эти мероприятия должны проводиться в сочетании с мероприятиями, которые в регионах проводят АТК.

Эффективность осуществляемой профилактической работы во многом зависит от компетенции соответствующих должностных лиц. Помимо государственных гражданских и муниципальных служащих требуется также специальная подготовка работников образования, участвующих в противодействии распространению идеологии терроризма, а также самих педагогов, задействованных в обучении указанных категорий специалистов. На сегодняшний день уровень квалификации и профессионализма должностных лиц, занятых в этой сфере, остается недостаточным.

Совместные усилия федеральных и региональных органов власти на основе решений НАК позволили создать основу системы дополнительного образования соответствующих должностных лиц. В рамках реализации решения Комитета от 10 апреля 2018 года Минтруд России дополнил Справочник квалификационных требований, необходимых для замещения должностей гражданской службы, новым видом деятельности — «Регулирование в сфере противодействия терроризму» и сформировал единые квалификационные требования к сотрудникам, осуществляющим такую деятельность. В федеральных и региональных органах исполнительной власти проведена работа по дополнению должностных регламентов гражданских служащих требованиями к знаниям и умениям в области профилактики терроризма.

В настоящее время уже реализуется государственный заказ на переподготовку и повышение квалификации соответствующих специалистов. Таким образом, в стране сформирована потребность в профессионалах, занимающихся противодействием терроризму, и в настоящее время осуществляется реализация мер, направленных на организацию их специальной подготовки в указанном направлении. Вместе с тем этой работе предстоит придать необходимую системность на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и в самих образовательных организациях.

На наш взгляд, необходимо разработать обоснованную компетентностную модель специалиста в сфере противодействия терроризму и, соответственно, элементы профессионального стандарта таких специалистов, в том числе описания должностных функций сотрудников образовательных организаций, реализующих в студенческой среде мероприятия по противодействию идеологии терроризма, воспитанию у молодежи традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Типовой должностной регламент и квалификационные требования при объявлении конкурсов к соискателям на соответствующие должности, содержат стандартный набор требований, предъявляемых к лицам, поступающим на государственную службу. Вместе с тем конкретизированные квалификационные требования, на наш взгляд, должны содержать более подробную регламентацию в зависимости от характера исполняемых должностных обязанностей. Такие требования должны определять все дальнейшие направления и содержание подготовки, переподготовки и повышения квалификации как государственных гражданских и муниципальных служащих, так и работников образования, участвующих в противодействии распространению идеологии терроризма.

При этом потребуется сопряжение усилий ученых и практиков для составления возможного перечня должностей, оценки основных задач в рамках антитеррористической деятельности, в решении которых принимают участие специалисты, выделения необходимых знаний, умений и навыков, необходимых указанным сотрудникам. Это позволит сформировать механизмы оценки качества образовательных услуг, конкретизировать действующие программы переподготовки и повышения квалификации указанных должностных лиц, разработать дополнительные специализированные модули и курсы, а также более четко понять критерии оценки подготовленности специалиста.

Для решения проблемы формирования модели специалиста в сфере профилактики необходимо более активное включение в этот процесс научно-образовательного сообщества. Для сближения теории и практики в системе антитеррористического профессионального образования особенно важно привлекать к проведению занятий экспертов – ученых и специалистов-практиков. Для этого целесообразно организовать формирование в субъектах Российской Федерации так называемых пулов экспертов, которые могут быть привлечены к созданию и оценке образовательных программ и проведению занятий. При этом необходимо определить требования к ним.

Необходимо расширять взаимодействие преподавателей с группами специалистов, экспертными советами и институтами гражданского общества, а также их практическое участие в организации и проведении мероприятий по противодействию распространению терроризма на территории субъектов Российской Федерации, используя для этого возможности антитеррористических комиссий. Решение этой задачи требует не одного дня и, действительно, нуждается в предварительном глубоком анализе. Мы ожидаем межведомственного, межвузовского обсуждения, возможно, на страницах периодических изданий НАК, чтобы сформулировать цель профессионального образования в данной сфере, определить какого же специалиста нам необходимо получить в результате.

Важным элементом системы профилактической работы в сфере антитеррора является уровень кадрового потенциала самих образовательных организаций, работающих на этом направлении. Анализ ряда образовательных программ региональных вузов, реализуемых по линии подготовки кадров в области противодействия терроризму, свидетельствует о недостаточной подготовленности их разработчиков, слабой осведомленности преподавателей о практической стороне деятельности должностных лиц, участвующих в противодействии терроризму. Как следствие, отмечается значительный дисбаланс между избыточной теорией и слабой практической составляющей подготовки. Необходимо понимать, что государственные органы, направляя своих специалистов для повышения квалификации, ожидают преимущественно практикоориентированного профессионального образования, а не формирования базовых понятий и расширения кругозора по предметам курса.

В интересах повышения информированности о проблемах противодействия терроризму в стране, а также о возможных мерах по их решению, некоторыми региональным антитеррористическими комиссиями организована разработка и направление, в том числе в образовательные организации, специализированных методических рекомендаций. Также в рамках реализации решений Комитета сформированы учебно-методические центры, к числу задач которых относится обеспечение научно-методической и консультационной поддержкой образовательных организаций, осуществляющих подготовку должностных лиц, принимающих участие в деятельности по профилактике терроризма на региональном и муниципальном уровнях.

Под председательством министра науки и высшего образования Российской Федерации Валерия Николаевича Фалькова проведено заседание Координационного совета по вопросам формирования у молодежи активной гражданской позиции, предупреждения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, противодействия идеологии терроризма и профилактики экстремизма.

На заседании утверждена концепция создания сети координационных центров, из которых семь являются основными, осуществляющими работу на федеральном уровне, а также 23 центра в субъектах Российской Федерации, которые планируется сформировать на базе образовательных организаций высшего образования.

Одной из рабочих групп, входящих в состав Совета, будут решаться задачи по противодействию идеологии терроризма. Руководителем этой группы назначен Чурилов Сергей Анатольевич — директор Национального центра информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет ФГАНУ «Научно-исследовательский институт «Специализированные вычислительные устройства защиты и автоматика».

Для обеспечения деятельности Совета и координационных центров как на федеральном уровне, так и в регионах на базе вузов, необходимо решить ряд задач, направленных на организацию системной деятельности по противодействию идеологии терроризма в сфере образования и в молодежной среде. В качестве первоочередной задачи мы видим необходимость организации подготовки преподавателей центров, разработки учебно-методических материалов, которые позволили бы обеспечить обучение достаточного количества специалистов как региональных и муниципальных органов власти, так и образовательных организаций для реализации Комплексного плана противодействия идеологии терроризма и мероприятий по другим направлениям деятельности координационных центров.

Во взаимодействии с антитеррористическими комиссиями и органами исполнительной власти субъектов требуется своевременно проработать вопросы финансирования обучения данных специалистов, а также получения по итогам соответствующих свидетельств и удостоверений. В настоящее время довольно остро стоит вопрос о научном обеспечении деятельности по профилактике терроризма. Отмечаем наличие многих нерешенных научных проблем, в том числе ведомственную разобщенность в подходах к понятийно-терминологическому аппарату, отсутствие разработанных инструментов прогнозирования террористической активности, комплексного обоснования модели радикализации молодежи.

Оценить сегодня уровень и состояние указанного научного потенциала мы можем лишь в общем виде, от более точных и ответственных характеристик приходится воздержаться, потому что проблема эта практически не изучалась. Дальнейшего развития и качественной проработки требует вопрос координации научных исследований по антитеррористической проблематике. На наш взгляд, это позволит обеспечить более активное развитие и более эффективное использование научного потенциала, сфокусированного на вопросах противодействия терроризму. Полагаем, что к этой работе следует более активно привлекать самих студентов, обеспечивая при необходимости грантовую поддержку, возможность стажировок и прохождения практики в органах власти и аппаратах АТК.

Планирование научных исследований следует приблизить к проблемам практики, чтобы разрабатывались в первую очередь назревшие проблемы. Ведь задача науки не только в том, чтобы быть одним из средств определения целей и задач противодействия терроризму, но и в том, чтобы быть средством достижения этих целей с помощью научно обоснованных рекомендаций, т. е. не только описывать и объяснять явления обстановки, но и активно участвовать в целенаправленном ее изменении, в доведении результатов научных исследований до стадии реализации.

Аппарат Комитета, антитеррористические комиссии, специалисты на местах ждут от исследователей практических рекомендаций, позволяющих эффективно решать задачи, стоящие перед субъектами противодействия терроризму (практических наставлений, аналитических записок, вскрывающих появляющиеся негативные тенденции, не всегда заметные в повседневной деятельности; информационных материалов, меняющих устоявшиеся представления и позволяющих по-новому подойти к решению стоящих задач). Необходимы рекомендации для непосредственного использования в работе по всем направлениям профилактики терроризма. Нужны практикоориентированные учебники, учебные пособия, учебно-методические материалы для вузов, проводящих переподготовку и повышение квалификации сотрудников, участвующих в противодействии терроризму, а также для педагогов, осуществляющих реализацию учебных программ по направлению противодействия терроризму.

В вопросе развития научного обеспечения деятельности по профилактике терроризма, главной, на наш взгляд, является необходимость отталкиваться от запросов практики, а не от диссертационных интересов, вести научно-исследовательские работы по болевым точкам и слабым местам, а не по принципу свободного поиска проблемы и получения знания по принципу «когда-нибудь кому-нибудь пригодится», растрачивая ресурсы и научный потенциал. Аппарат Комитета, со своей стороны, готов участвовать в организации апробации, в экспертной оценке полученных научных результатов.

Как было отмечено в начале, одним из важных факторов эффективного противодействия терроризму является наличие системы подготовки профессионально компетентных специалистов, способных решать сложнейшие задачи в указанной сфере.

Переподготовка и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих — это лишь часть антитеррористического образования. Пока остались без глубокого анализа программы высшего профессионального образования, затрагивающие указанную тематику. Программы обучения в вузах должны содержать требования по формированию у обучающихся установок антитеррористического сознания, толерантного поведения и противодействия идеологии терроризма.

Будущие преподаватели, психологи, теологи, врачи, журналисты, строители, специалисты государственного и муниципального управления, информационной безопасности, по окончании обучения должны обладать способностью организовывать и поддерживать выполнение комплекса мер по противодействию терроризму с учетом решаемых ими задач в профессиональной сфере.

В заключение полагаю необходимым отметить, что успешное решение обозначенных задач позволит обеспечить эффективность и качество реализуемых профилактических мероприятий и оказывать тем самым позитивное воздействие на обстановку в образовательной сфере и снизить уровень радикализации молодежи.

Поделиться

Полезные ресурсы