(Выдержка из учебно-методического пособия) Применение информационных технологий в профилактике экстремизма в молодежной среде : учебно-методическое пособие для студентов вуза, обучающихся по направлению подготовки 39.03.04 «Организация работы с молодежью».
Издание подготовлено в рамках Государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации для проведения мероприятий по «Организационно-методическому обеспечению деятельности учебно-методических центров по профилактике терроризма». 2021 год.
В России на законодательном уровне указывается приоритет мер, направленных на профилактику экстремистской деятельности, а также на важность взаимодействия государственных органов с институтами гражданского общества (конфессиями, национально-культурными и иными общественными объединениями), активными и ответственными гражданами в противодействии экстремизму. Так, в действующей Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года 1 концептуально закрепляется приоритетность профилактики экстремизма по отношению к уголовно правовым методам.
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» в ст. 22 среди основных принципов противодействия экстремистской деятельности указывает приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, а также на необходимость сотрудничества государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями и гражданами в противодействии экстремистской деятельности.
Справедливым будет утверждение, что ключевую роль в противодействии экстремизму и идеологии терроризма играет не столько борьба правоохранительных органов с преступлениями экстремистской и террористической направленности, сколько совместные усилия органов государственной власти и институтов гражданского общества по предупреждению экстремистских проявлений среди различных групп населения. Правоохранительные органы по роду своей деятельности имеют дело с уже свершившимся фактом правонарушения и с право нарушителем как носителем сформированной экстремистской, социально-психологической установки.
Главной же в противодействии экстремизму остается профилактика — предупреждение формирования экстремистского сознания и его последующих крайних террористических проявлений. Также следует учитывать, что профилактика экстремизма включает в себя комплекс мер, направленных на предупреждение межнациональных (межконфессиональных) и иных социальных конфликтов в рамках региона, реагирование на действия и высказывания, которые могут находиться вне зоны юридической оценки и не попадать под уголовную или административную ответственность.
По уровню глубины воздействия на целевую аудиторию меры профилактики экстремизма можно разделить на два уровня. Во-первых, уровень превентивных мер, или «оперативная профилактика». Под этим мы подразумеваем комплекс мер, направленных на раннее выявление и устранение условий, способствующих дальнейшему развитию экстремистских проявлений. К данному уровню относятся:
1) мониторинг внешнего вида, поведения, используемой символики и высказываний;
2) выявление фактов вовлеченности лиц в экстремистские и деструктивные группы;
3) выявление мировоззренческих и социально-психологических установок экстремистской направленности.
Во-вторых, уровень собственно профилактических мер, или «глубинная профилактика». К данному уровню относится система мер, направленных на формирование позитивных мировоззренческих и социально-психологических установок средствами просвещения и воспитания. Анализ современных теоретических представлений и практических результатов предполагает выделение следующих моделей профилактики экстремизма.
1. Модель информирования. Основана на информировании широкого круга лиц об ответственности за совершение преступлений и административных правонарушений экстремистской направленности. В основе этой модели лежит идея общего предупреждения (превенции) как воздействия на сознание потенциальных правонарушителей и стимулирования законопослушного поведения. Реализация данной модели подразумевает проведение профилактических мероприятий в форме лекций, собраний, выступлений в средствах массовой информации, в ходе которых представители правоохранительных органов, органов государственной власти и местного самоуправления, институтов гражданского общества, педагоги, работники культуры и социальные работники разъясняют нормы закона, новеллы законодательства в сфере противодействия экстремизму и терроризму, приводят примеры привлечения к уголовной или административной ответственности за совершение преступлений и правонарушений экстремистской и террористической направленности. Участников данных мероприятий информируют о видах экстремистской деятельности, перечнях запрещенных экстремистских объединений, причинах и прогнозах распространения экстремизма, предоставляют сведения о правовых и социальных последствиях совершения экстремистских и террористических преступлений и правонарушений, о жизненных трудностях и трагедиях лиц, избравших для себя такой путь.
Таким образом, в процессе реализации данной модели доказывается неизбежность наказания за подобного рода противоправные деяния, формируется устойчивая установка на неприятие нарушения закона, в том числе и со стороны окружающих. Данная модель имеет серьезные риски, т.к. излишне детализированная информация о проявлениях экстремизма, лидерах и участниках экстремистских групп может формировать ненужный интерес к их деятельности, особенно у лиц подростково-молодежной среды.
В то же время модель информирования выполняет важную функцию идентификации подростков — участников неформальных молодежных объединений, т.к., по мнению экспертов, это представляет наибольшую сложность для субъектов профилактики. Подобная модель реализуется на уровне взаимодействия органов местного самоуправления, муниципальных образований, региональных и муниципальных органов управления образованием с правоохранительными органами, представители которых регулярно приглашаются на встречи с педагогами и обучающимися учебных заведений.
2. Модель сопереживания. Основана на формировании психологической способности к пониманию и сопереживанию (эмпатии), так называемом интенсивном эмоциональном обучении. Данная модель рассматривает экстремизм как ксенофобскую установку, проявление нетерпимости к представителям иных расовых, этнических, социальных, религиозно-мировоззренческих групп. При этом в качестве основных причин формирования ксенофобии рассматриваются личностные психологические факторы: недостаточная общительность, низкая самооценка, негативная оценка со стороны ближайшего окружения. У таких лиц с детского и подросткового возраста не формируется способность осмысливать собственный и чужой опыт, принимать рациональные решения в сложных стрессовых ситуациях. Это приводит к тому, что они оказываются легко подверженными чужому влиянию, стремятся быть признанными группой, даже путем совершения преступного деяния.
Стремление к эмоциональному единству с группой порождает нетерпимость ко всем остальным, к этой группе не принадлежащим. Согласно этой модели, главной группой риска становятся люди с недостаточно развитой эмоциональной сферой. Поэтому профилактическая работа должна быть направлена на развитие самоэффективности, формирование психологической невосприимчивости к деструктивному социальному влиянию, умению управлять своими эмоциями. Основным критическим замечанием к данной модели является тот факт, что мотивация к участию в экстремистской деятельности может быть не только психологическая, но и идейно-мировоззренческая.
Иначе говоря, экстремисткой идеологии оказываются подвержены лица и с нормально развитой эмоциональной сферой. Кроме этого, следует учитывать, что в традиционной российской культуре воспитания ребенка мужского пола существует ряд запретов на излишнюю эмоциональность и сопереживание. Практика показывает, что данная модель профилактики экстремизма наиболее успешно реализуется представителями институтов гражданского общества в первую очередь этнической и конфессиональной направленности, придерживающихся традиционных религиозных устоев и ориентированных на конструктивный диалог как со светской частью общества, так и с другими традиционными религиозными организациями региона. В рамках реализации данной модели осуществляется организация, например, муниципальных семинаров с приглашением к участию в них руководителей и сотрудников органов местного самоуправления, педагогической общественности и работников культуры, старшеклассников. Сутью таких семинаров является наглядное демонстрирование и эмоционально окрашенное утверждение единства традиционных конфессий, светской и религиозной частей российского общества в противостоянии экстремизму и терроризму.
3. Модель альтернативного замещения. Основана на развитии деятельности, альтернативной экстремистским формам поведения. Данная модель предполагает создание необходимых условий для реализации в «социально-приемлемой форме активности лиц», потенциально склонных к экстремистской деятельности в силу стремления к риску и получению ярких эмоциональных ощущений. В качестве вариантов такой активности можно выделить ряд специально создаваемых для молодежи программ, направленных на предложение разнообразных форм активности, связанных с насыщенными позитивными эмоциями, а также с реализацией потребности в самореализации.
Ряд современных исследователей экстремизма в общественно-политической сфере отмечают, что проявления коррупции способны выступать причинами укрепления позиций экстремистов внутри гражданского общества. Поэтому «профилактика экстремизма в социальной среде предполагает мотивацию населения к конструктивной социальной активности». Внутри данной модели существуют две ее основные разновидности, которые необходимо учитывать и оценивать с точки зрения целесообразности и эффективности:
– модель профилактики, предполагающая ведущую роль традиционных институтов социализации и ориентированная на сокращение неконтролируемого пространства социализации подростка и молодого человека. У этого варианта модели профилактики есть серьезный недостаток, связанный с авторитарным стилем управления, снижением социальной активности подростков и молодежи, игнорированием их личных интересов. Данный вариант модели профилактики не позволяет в полной мере прогнозировать и управлять латентными процессами в подростково-молодежной среде, например появлением и функционированием неформальных групп;
– модель профилактики, предполагающая создание и внедрение в подростково-молодежные, образовательные и иные среды позитивно ориентированных форм социальной активности, «формирование социально-культурной активности личности на основе включения в культуротворческие созидательные активности», формирование устойчивых ценностно-мировоззренческих установок, противоположных экстремисткой идеологии.
Это наиболее сложный вид модели профилактики экстремизма, т.к. включает в себя разноплановую работу по снижению или разрушению деструктивного потенциала экстремистских групп и субкультур, а также по созданию новых групп, субкультур и ценностно-мировоззренческих установок позитивной направленности, в том числе патриотизма, верности долгу, лояльности к органам власти и силовым структурам, формированию позитивного общественного настроя. Например, это могут быть интерактивные лекции, посвященные истории спецподразделения антитеррора, «уроки мужества», приуроченные ко Дню солидарности в борьбе с терроризмом и Дню памяти выполнявших долг за пределами Отечества, Дню Героев Отечества и другим памятным датам и Дням воинской славы России. Указанные модели могут сочетаться в процессе практической деятельности, но все же каждая их них
— целостный процесс, который имеет свои показатели результата. При выборе той или иной модели в первую очередь необходимо исходить из результатов изучения целевой аудитории и среды, в которой существуют люди. Указанные модели будут использоваться последовательно.
4. Модель просветительская. Направлена на формирование у слушателей толерантного отношения к представителям различных этнических, религиозных и социальных групп. Особое место в рамках этой модели уделено темам, связанным с практическими вопросами социокультурной адаптации мигрантов, влиянием на этноконфессиональную ситуацию миграционных процессов, основами государственной национальной и миграционной политики. Кроме выбора той или иной модели необходимо понимать специфику восприятия информации современной молодежью, во многом не идентифицирующей информацию с опасностью или угрозой.
Поэтому для подростково-молодежной аудитории востребованы беседы, посвященные информационной безопасности, в рамках которых рассматриваются технологии манипуляции в виртуальных сообществах, способы противодействия виртуальному экстремизму и деструктивной деятельности в киберпространстве. Особое внимание в процессе реализации той или иной модели профилактики экстремизма стоит уделять подготовке кадров, работающих в данном направлении с молодежью.
Сотрудникам органов местного самоуправления, представителям педагогической общественности и работникам культуры целесообразно проводить занятия, посвященные организации мониторинга состояния межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций в муниципальных образованиях, способам урегулирования межнациональных и межконфессиональных конфликтов, профилактике вовлечения молодежи в ряды псевдорелигиозных, экстремистских и террористических организаций, формированию культуры межнационального общения как фактору противодействия идеологии националистического экстремизма, проблемам и перспективам взаимоотношений органов государственной власти, этнических и религиозных объединений в регионе.
Данные темы формируют у слушателей навыки и компетенции, связанные с профилактикой экстремистских проявлений, в первую очередь в подростково-молодежной и образовательной средах. Огромное значение имеет профилактическая работа в молодежной среде, главной целью которой является снижение уровня радикализации различных групп населения и недопущение их вовлечения в террористическую деятельность. Она предполагает реализацию мер по формированию у населения Российской Федерации антитеррористического сознания; совершенствование мер информационно-пропагандистского характера и защиты информационного пространства страны от идеологии терроризма; развитие организационных и иных мер, направленных на повышение результативности деятельности субъектов противодействия терроризму.
Таким образом, действенная система профилактики экстремистских проявлений предполагает глубокое изучение общественного мнения и целевой аудитории, на основании чего выбирается определенная модель профилактики, предусматривающая взаимодействие органов государственной и муниципальной власти с представителями гражданского общества, общественными объединениями и религиозными организациями. Данная система органично включает в себя имеющиеся модели профилактики экстремизма и требует дальнейшего развития в первую очередь через совершенствования методики проведения профилактических мероприятий и привлечения новых общественных объединений конструктивной направленности.