#ПОМОГИМНЕ
#ПОМОГИМНЕ
Если Вы столкнулись с чем-то непонятным, угрожающим - сообщите об этом. Сообщение может быть анонимным.

Имя
E-mail
Сообщение *
Отправить
/ Модуль «Великая Отечественная война: без срока давности» как эффективная практика противодействия угрозам национальной безопасности

Модуль «Великая Отечественная война: без срока давности» как эффективная практика противодействия угрозам национальной безопасности

10.08.2022 591
Ноябрь 2024
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

Если мы хотим достичь настоящего мира во всем мире, то начинать надо с детей.

– Махатма Ганди

Если будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли её трудом своим великим…

– Ярослав Мудрый

Были бы от зла сердца чисты, -
Не знал бы мир ни распри, ни вражды.

– Абдуррахман Нураддин ибн Ахмад Джами

Кто двигается вперёд в знании, но отстает в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд.

– Аристотель

Более яркого проявления слабости, чем террор, в мире не существует.

– Дэн Браун

Закон достойных — творить добро и не ссориться.

Правильные рассуждения ведут к правильным поступкам. Правильность ума ведёт к справедливости сердца.

– Виктор Гюго

Величие народа не измеряется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом; единственной мерой служит его умственное развитие и его нравственный уровень.

– Виктор Гюго

Человек, запомнивший слова мудрых, сам становится благоразумным.

– Абай Кунанбаев

Только разум, наука, воля, совесть возвышают человека. Думать, что можно иначе возвыситься, может только глупец.

– Абай Кунанбаев

Закон есть высшее проявление человеческой мудрости, использующее опыт людей на благо общества.

– Джонсон Сэмюэл

Наша жизнь — следствие наших мыслей; она рождается в нашем сердце, она творится нашею мыслью. Если человек говорит и действует с доброю мыслью — радость следует за ним как тень, никогда не покидающая.

– Дхаммапада

Люди ищут удовольствия, бросаясь из стороны в сторону, только потому, что чувствуют пустоту своей жизни, но не чувствуют еще пустоты той новой потехи, которая их притягивает.

– Блез Паскаль

Жизнь — это миг. Ее нельзя прожить сначала на черновике, а потом переписать на беловик.

– Антон Павлович Чехов

В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро.

– Аристотель

Человек, который ограничен в сердце и мыслях, склонен любить в жизни то, что ограничено. Тот, у кого ограничено зрение, не может видеть дальше длины одного локтя на дороге, по которой он идёт, или на стене, о которую он опирается своим плечом.

– Джебран Халиль Джебран

Два смысла в жизни — внутренний и внешний,
У внешнего — семья, дела, успех;
А внутренний — неясный и нездешний —
В ответственности каждого за всех.

– Игорь Губерман

Честь человека не во власти другого; честь эта в нем самом и не зависит от общественного мнения; защитой ей служит не меч и не щит, а честная и безупречная жизнь, и бой в таких условиях не уступит в мужестве всякому другому бою.

– Жан Жак Руссо

Военная сила может убить, но она не способна изменить ум, сердце, эмоции. Убийство одного человека делает больно его друзьям, родным, заражает гневом и желанием мести десять, двадцать человек вокруг — разве это не очевидно?

– Далай-лама XIV

Никогда не осуждайте человека, пока не пройдете долгий путь в его ботинках.

– Лао-Цзы

О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни.

– Блез Паскаль

Что дороже — славное имя или жизнь? Что умнее - жизнь или богатство? Что мучительнее — достигать или утрачивать? Вот почему великие пристрастия неизбежно ведут к большим потерям. А неуемное накопление оборачивается огромной утратой. Знай меру - и не придется испытать стыд. Умей остановиться — и не столкнешься с опасностями и сумеешь прожить долго.

– Лао-цзы

Большая часть нашей жизни уходит на ошибки и дурные поступки; значительная часть протекает в бездействии, и почти всегда вся жизнь в том, что мы делаем не то, что надо.

– Стендаль

Экстремисты боятся книг и ручек, сила образования пугает их. Ручки и книги — оружие, которое победит терроризм.

– Малала Юсуфзай

Ильина Наталья Анатольевна — ректор Псковского государственного университета, г. Псков.

Алиева Людмила Владимировна — директор института гуманитарных наук и языковых коммуникаций Псковского государственного университета, г. Псков.

Cтатья опубликована в журнале "ОБЗОР. НЦПТИ", выпуск № 2 (29) июнь 2022 года.

Согласно ст. 1 Конвенции ООН, к военным преступлениям и преступлениям против человечности, как они определены в августе 1945 года Уставом Нюрнбергского международного военного трибунала и подтверждены в феврале и декабре 1946 года резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН, не применяются сроки давности. На территории современной Псковской области за период гитлеровской оккупации в 1941–1944 гг. нацистами и их пособниками было расстреляно более 75 тысяч мирных советских граждан, в том числе 1400 детей, погибло более 370 тысяч военнопленных. Однако не все непосредственные исполнители данных преступлений и содействовавшие им нацистские преступники были установлены и осуждены. Прокуратура Псковской области с целью юридической квалификации преступлений, совершенных оккупантами в годы Великой Отечественной войны, направила соответствующее заявление в Псковский областной суд, который 27 августа 2021 года удовлетворил заявление прокурора Псковской области об установлении факта геноцида народов Советского Союза. 5 октября 2021 года решение Псковского областного суда вступило в законную силу. Решение Псковского областного суда — пример концентрации усилий и ресурсов органов публичной власти, организаций и институтов гражданского общества для реализации стратегических национальных приоритетов, одним из которых, согласно Указу Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», является информационная безопасность.

Информационные войны имеют свою давнюю историю, но приобрели особую актуальность сравнительно недавно. Скорость развития информационно-коммуникационных технологий предопределила рост угрозы безопасности граждан, общества и государства. Помимо активного использования информационно-коммуникационных технологий для вмешательства во внутренние дела государств, подрыва их суверенитета и нарушения территориальной целостности, увеличения компьютерных атак на российские информационные ресурсы, активизации деятельности специальных служб иностранных государств по проведению разведывательных и иных операций в российском информационном пространстве, сеть Интернет активно используется для распространения заведомо ложной информации, цель которой — дискредитация истории Российской Федерации. Ключевым объектом фальсификации в последние годы стала Вторая мировая война. Обусловлено это тем, что был установлен новый миропорядок, изменение которого является конечной целью негативного информационного воздействия, а главной целевой аудиторией данного воздействия выступает молодежь.

Ключевой элемент в системе противодействия терроризму и обеспечения национальной безопасности — это образовательные организации высшего образования, специалисты которых осуществляют не только образовательную, воспитательную и научную деятельность, но и выступают экспертами в вопросах квалификации фейковой информации, распространение которой является атрибутом современных информационных войн. Во Всероссийском проекте «Без срока давности» наряду с поисковым и архивным направлениями представлено и образовательное направление, предполагающее интеграцию результатов проекта в образовательный процесс. Проект получил широкую поддержку научной и педагогической общественности, поскольку позволяет решить актуальную задачу сохранения исторической памяти о решающей роли Советского Союза в победе над фашизмом.

На основе материалов проекта «Без срока давности», которые представляют собой результаты поисковых экспедиций, архивных исследований и рассекреченные материалы периода Великой Отечественной войны, специалисты Псковского государственного университета разработали образовательный модуль «Великая Отечественная война: без срока давности», использование материалов которого в работе позволяет достичь следующих целей:

1) сохранение исторической правды о преступлениях нацистов и их пособников против мирного населения оккупированных территорий РСФСР в годы Великой Отечественной войны;

2) воспитание личности, имеющей активную жизненную позицию, готовую к нравственному поведению и творческой деятельности посредством методов социального проектирования;

3) формирование мировоззренческой позиции молодежи на основе сохранения исторической правды о преступлениях нацистов и их пособников против мирного населения оккупированных территорий РСФСР в годы Великой Отечественной войны.

Примерная программа образовательного модуля разработана с учетом трех вариантов его внедрения в образовательный процесс.

Первый вариант программы предполагает интеграцию модуля в основные профессиональные образовательные программы в качестве содержательной основы волонтерского или проектного модуля, а также возможное внедрение в качестве факультатива или дополнительной образовательной программы для студенчества.

Второй сценарий развертывания модуля предусматривает его реализацию в качестве самостоятельной дисциплины вариативной части основной профессиональной образовательной программы уровня бакалавриата по направлениям подготовки 40.00.00 Юриспруденция, 44.00.00 Образование и педагогические науки, 46.00.00 История.

Третий вариант внедрения образовательного модуля предусматривает его интеграцию в дисциплины базовой (обязательной) части образовательной программы как тематического модуля.

Модуль состоит из пяти тематических разделов:

1. Исследования проблемы геноцида мирного населения на оккупированной территории РСФСР.

2. Источники о преступлениях против мирного населения в период нацистской оккупации.

3.Идеологические и институциональные основы нацистских преступлений против человечности.

4. Преступления против мирного населения на оккупированных территориях РСФСР.

5. Геноцид как международное преступление.

В каждом тематическом разделе модуля представлены методические рекомендации по освоению темы, примерные планы практических занятий и их методическое обеспечение. В состав образовательного модуля также включены учебные материалы:

- подборка презентационных материалов;

- методические рекомендации;

- аннотированный список рекомендованных источников и литературы (в том числе электронных ресурсов);

- аннотированный комплект историко-документальных материалов;

- подборка аннотированных видеоресурсов;

- список примерных тем проектной и самостоятельной научно-исследовательской работы обучающихся;

- фонд оценочных средств.

Материалы модуля призваны изобличить преступные замыслы и действия нацистов и их пособников на оккупированной территории РСФСР. Они наглядно свидетельствуют о преднамеренности массовых зверств в отношении мирного населения и военнопленных.

По итогам проведенного Псковским государственным университетом в мае 2021 г. Всероссийского совещания было принято решение о том, что материалы Всероссийского проекта «Без срока давности», рассказывающего о зверствах нацистов против мирных советских граждан в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., включат в образовательные программы вузов России с 2021–2022 учебного года.

Разработанный комплект учебных материалов может быть использован специалистами по работе с молодежью, педагогами и другими заинтересованными лицами для доведения до российской молодежи и международной общественности достоверной информации о событиях, развернувшихся на оккупированных территориях в годы Великой Отечественной войны. Материалы модуля дают возможность выстраивать траекторию образовательной, воспитательной, проектной, волонтерской, учебно-исследовательской, научно-исследовательской деятельности с учетом имеющихся возможностей работы с молодежью.

Гражданско-патриотический потенциал модуля заключается в развитии представлений обучающихся об имеющихся научных ресурсах изучения проблемы для их использования/применения в:

- практической деятельности различной направленности — поисковой, образовательной, просветительской и воспитательной;

- становлении осознания планомерности и системности государственной политики Третьего рейха, направленной на уничтожение мирного населения оккупированных территорий;

- понимании необходимости и справедливости наказания нацистов и их пособников за преступления, совершенные на оккупированных территориях;

- формировании эмоционально-ценностного отношения к геноциду на оккупированных территориях РСФСР в годы Великой Отечественной войны.

Для реализации духовно-нравственного потенциала модуля разработаны методические рекомендации по проведению модуля, соблюдение которых позволяет не только воздействовать на убеждения молодежи и её мировоззрение в целом, но и обеспечивать реализацию усвоенных духовно-нравственных ценностей в практической деятельности с учетом общепризнанных норм морали. Поскольку модуль имеет практико-ориентированный характер, процесс воспитания будет разворачиваться на конкретно-историческом (региональном) материале в рамках проектной или научно-исследовательской деятельности. В содержание всех разделов и учебных материалов модуля заложен не только информационно-исторический, но и эмоционально-ценностный компонент, способствующий формированию исторической эмпатии. В процессе обучения эмпатийный процесс, направленный на погружение в историческую эпоху, методически будет развернут через драматизацию, импровизацию, творческие упражнения, воображаемое интервью, сочинение от лица исторического персонажа, а также через такие приемы, как дифференциация (детализация), идентификация, отчуждение. Одной из успешных практик по итогам апробации учебных материалов модуля следует признать деловую игру-суд «Это было в Нюрнберге…».

Учебные материалы модуля, содержащие другие методические разработки, опубликованы и размещены на электронном информационном ресурсе, посвященном проблемам истории нацистской оккупации на территории СССР.

Учебные материалы образовательного модуля «Великая Отечественная война: без срока давности» призваны заложить этический фундамент для оценки преступлений нацистов против мирного населения в годы Второй мировой войны, необходимый для сохранения исторической правды и ответа на провокационные информационные вызовы об итогах Второй мировой войны. Изучение образовательного модуля способствует формированию уважения к истории Родины и формированию гордости за предков, а, следовательно, позволяет воспитать целостную личность, не испытывающую национальный стыд и готовую конструктивно работать для приумножения славы и богатства своей страны, внося свой посильный вклад в развитие сил и средств информационного противоборства, обеспечивая национальную безопасность страны.

Поделиться

Полезные ресурсы