#ПОМОГИМНЕ
#ПОМОГИМНЕ
Если Вы столкнулись с чем-то непонятным, угрожающим - сообщите об этом. Сообщение может быть анонимным.

Имя
E-mail
Сообщение *
Отправить
/ Алгоритм профилактической работы среди иностранных студентов

Алгоритм профилактической работы среди иностранных студентов

28.06.2022 962
Ноябрь 2024
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

Если мы хотим достичь настоящего мира во всем мире, то начинать надо с детей.

– Махатма Ганди

Если будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли её трудом своим великим…

– Ярослав Мудрый

Были бы от зла сердца чисты, -
Не знал бы мир ни распри, ни вражды.

– Абдуррахман Нураддин ибн Ахмад Джами

Кто двигается вперёд в знании, но отстает в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд.

– Аристотель

Более яркого проявления слабости, чем террор, в мире не существует.

– Дэн Браун

Закон достойных — творить добро и не ссориться.

Правильные рассуждения ведут к правильным поступкам. Правильность ума ведёт к справедливости сердца.

– Виктор Гюго

Величие народа не измеряется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом; единственной мерой служит его умственное развитие и его нравственный уровень.

– Виктор Гюго

Человек, запомнивший слова мудрых, сам становится благоразумным.

– Абай Кунанбаев

Только разум, наука, воля, совесть возвышают человека. Думать, что можно иначе возвыситься, может только глупец.

– Абай Кунанбаев

Закон есть высшее проявление человеческой мудрости, использующее опыт людей на благо общества.

– Джонсон Сэмюэл

Наша жизнь — следствие наших мыслей; она рождается в нашем сердце, она творится нашею мыслью. Если человек говорит и действует с доброю мыслью — радость следует за ним как тень, никогда не покидающая.

– Дхаммапада

Люди ищут удовольствия, бросаясь из стороны в сторону, только потому, что чувствуют пустоту своей жизни, но не чувствуют еще пустоты той новой потехи, которая их притягивает.

– Блез Паскаль

Жизнь — это миг. Ее нельзя прожить сначала на черновике, а потом переписать на беловик.

– Антон Павлович Чехов

В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро.

– Аристотель

Человек, который ограничен в сердце и мыслях, склонен любить в жизни то, что ограничено. Тот, у кого ограничено зрение, не может видеть дальше длины одного локтя на дороге, по которой он идёт, или на стене, о которую он опирается своим плечом.

– Джебран Халиль Джебран

Два смысла в жизни — внутренний и внешний,
У внешнего — семья, дела, успех;
А внутренний — неясный и нездешний —
В ответственности каждого за всех.

– Игорь Губерман

Честь человека не во власти другого; честь эта в нем самом и не зависит от общественного мнения; защитой ей служит не меч и не щит, а честная и безупречная жизнь, и бой в таких условиях не уступит в мужестве всякому другому бою.

– Жан Жак Руссо

Военная сила может убить, но она не способна изменить ум, сердце, эмоции. Убийство одного человека делает больно его друзьям, родным, заражает гневом и желанием мести десять, двадцать человек вокруг — разве это не очевидно?

– Далай-лама XIV

Никогда не осуждайте человека, пока не пройдете долгий путь в его ботинках.

– Лао-Цзы

О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни.

– Блез Паскаль

Что дороже — славное имя или жизнь? Что умнее - жизнь или богатство? Что мучительнее — достигать или утрачивать? Вот почему великие пристрастия неизбежно ведут к большим потерям. А неуемное накопление оборачивается огромной утратой. Знай меру - и не придется испытать стыд. Умей остановиться — и не столкнешься с опасностями и сумеешь прожить долго.

– Лао-цзы

Большая часть нашей жизни уходит на ошибки и дурные поступки; значительная часть протекает в бездействии, и почти всегда вся жизнь в том, что мы делаем не то, что надо.

– Стендаль

Экстремисты боятся книг и ручек, сила образования пугает их. Ручки и книги — оружие, которое победит терроризм.

– Малала Юсуфзай

Венцель Сергей Владимирович – аналитик Национального центра информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет, г. Ростов-на-Дону. 

Статья опубликована в журнале "ОБЗОР. НЦПТИ", номер 1 (28), март 2022.

Обучение иностранных студентов стало сегодня одним из ключевых показателей эффективности образовательных организаций высшего образования Российской Федерации. Однако иностранные студенты сталкиваются с различными проблемами на протяжении всего обучения:

    1) социально-психологическая адаптация;

    2) языковой барьер;

    3) организация досуга;

    4) возможные конфликты с другими одногруппниками.

Ограничения, введенные после начала коронавирусной пандемии и затронувшие сферу образования, в том числе, повлияли на жизнь иностранных студентов, значительно обострив ранее обозначенные проблемы.

Отсутствие решений данных проблем может привести к отрицательным последствиям: от вовлечения иностранных студентов в противозаконную деятельность до снижения в других странах привлекательности Российской Федерации как страны с качественным высшим образованием и возможностей обучения в ее образовательных организациях.

Практическая работа по решению обозначенных проблем может стать основой эффективной профилактики распространения деструктивных явлений среди иностранных студентов. Данная работа должна соответствовать ряду требований:

     1) непрерывность процесса от поступления иностранца в образовательную организацию до окончания учебы;

     2) содержательность мероприятий, использование широкого спектра интерактивных офлайн- и онлайн форматов;

     3) наличие необходимых компетенций у специалистов и ответственных за работу (организация работы с молодежью, языковые навыки, работа в социальных сетях).

Как можно выстроить работу с иностранными студентами? НЦПТИ разработал алгоритм с опорой на позитивные практики различных образовательных организаций высшего образования. Данный алгоритм носит рекомендательный характер.

Шаг № 1. Создание объединений, клубов и ассоциаций иностранных студентов.

Цель - ускоренная адаптация иностранных студентов к новой среде. Кроме того, иностранные студенты получат навыки развития студенческого самоуправления, проведения собственных мероприятий и взаимодействия с другими структурами образовательной организации. В работе таких объединений можно использовать форматы мероприятий:

    1) мероприятия, приуроченных к определенным национальным праздникам: например, Навруз, китайский новый год и т. д.;

    2) спортивные турниры и культурные фестивали;

    3) встречи с целью языковой практики;

    4) кинопоказы, деловые игры и т. д. Вовлечение российских студентов в такие мероприятия также позволит быстрее интегрировать иностранцев в среду и выстроить дружеские коммуникации между студентами.

Пример позитивной практики «Клуб интернациональной дружбы» — общественная студенческая организация ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова». Участники организации работают в культурно массовой сфере (например, организация экскурсий по Архангельской области), проводят спортивные турниры, занимаются информационной работой (выстраивание постоянной коммуникации между иностранными студентами и органами управления университетом), а также просветительской деятельностью (творческие мастер-классы, тренинги, проектная работа и т. д.)

Шаг № 2. Запуск института наставничества.

Цель - оказание помощи иностранным студентам – первокурсникам со стороны старшекурсников (как российских студентов, так и иностранных, которые обучаются уже несколько лет в России). Иностранным студентам, поступившим в образовательную организацию, требуется адаптационная поддержка со стороны других студентов, предполагающая, в том числе дружеское общение

Пример позитивной практики «Бадди ТюмГУ» — проект ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» по ориентационному и адаптационному сопровождению иностранных студентов. Бадди (студент-волонтер) оказывает студенту иностранцу помощь в течение первого учебного года: от встречи в аэропорту и заселения в общежитии до консультации по учебным вопросам.

Шаг № 3. Проведение интеграционно-адаптационных мероприятий.

Цель - погрузить первокурсников -иностранцев в социокультурную среду образовательной организации, региона и страны в целом.

Пример позитивной практики Интеграционная неделя МГИМО — программа погружения иностранных студентов на русском и английском языках в академическую, корпоративную и социокультурную среду университета. Программа включает вводный инструктаж по образовательному процессу, миграционным вопросам и медицинскому сопровождению, тренинги и мастер-классы по адаптации, а также экскурсии.

Одна из важных задач адаптационных мероприятий — доведение до иностранных студентов норм актуального российского законодательства, в том числе устанавливающего ответственность за участие и содействие террористической деятельности, за разжигание ненависти и розни, а также за участие в деятельности антиконституционного характера. Такие мероприятия следует проводить в начале учебного года с приглашением интересных спикеров (представители общественных организаций, религиозных институтов, национальных общин) в интерактивных форматах — от деловых игр и кинопоказов до немого этюда (когда цель — донести мысли до собеседника без использования слов). При составлении сценария мероприятия организатору важно помнить, что простая демонстрация какого-либо видеоматериала без предварительной беседы и последующего обсуждения или простое перечисление норм законодательства – эффективной формой профилактики не является.

Ответственные за работу с иностранными студентами сотрудники могут подготовить информационно просветительские материалы, содержащие следующие сведения:

    1) алгоритмы обращения в необходимые службы образовательной организации по работе с иностранцами, контакты данных служб;

    2) внутренние правила образовательной организации высшего образования;

    3) выдержки из нормативно правовой базы: миграционные правила, ответственность за нарушение российского законодательства (в том числе антиэкстремистского и антитеррористического);

    4) карта города, а также образовательной организации и ее территорий;

    5) основные фразы и выражения, которые могут пригодиться иностранному студенту в различных ситуациях.

Примеры позитивной практики: Справочник для иностранных студентов, обучающихся в Российской Федерации. Составитель: БФ «ПСИ-Фонд». Перечень затрагиваемых вопросов достаточно широк: от аренды жилья до культурной адаптации. Подходит для студентов различных университетов.

Шаг № 4. Проведение регулярных конкурсов, форумов и фестивалей среди иностранных студентов.

Цель - раскрытие творческого и профессионального потенциала иностранных студентов. Такие мероприятия могут способствовать приобщению иностранных студентов к культуре народов Российской Федерации, гармонизации межнациональных отношений, профилактике ксенофобии и иных деструктивных явлений экстремистского и террористического характера, а также преодолению негативных стереотипов. Планирование таких мероприятий должно быть системным и заблаговременным.

Примером позитивной практики является проведение ежегодной городской межвузовской олимпиады по русскому языку как иностранному в г. Перми на площадке Пермского государственного аграрно-технологического университета.

Шаг № 5. Вовлечение иностранных студентов на протяжении всего обучения в волонтерские проекты.

Формат полезен тем, что иностранный студент быстрее знакомится с принимающим обществом, заводит новые знакомства, а также получает возможность приобрести новые навыки и знания. Иностранных студентов можно привлекать и к работе кибер-волонтерских организаций, действующих на базе образовательных организаций, по следующим направлениям:

    — создание и распространение позитивного контента для профилактики деструктивных явлений (ксенофобия, распространение наркотиков, суицидальный контент, вовлечение в ряды преступных организаций и т. д.) Иностранные студенты могут привлечь общественное внимание к собственным проблемам, получить навыки разработки медиаконтента, выступить коммуникационным мостом между российскими и иностранными студентами. Такой медиаконтент можно создавать как на русском, так и на национальных языках иностранных студентов;

    — работа по созданию социальных проектов. Иностранные студенты могут выступить либо инициаторами, либо соучастниками проектов по различным направлениям: от укрепления межнациального и межрелигиозного согласия (например, проект по повышению уровня правовой грамотности других иностранных студентов через тренинги, деловые игры и олимпиады) до сохранения исторической памяти (например, проект по популяризации сведений о подвигах отдельных личностей-соотечественников, совершивших подвиги в годы Второй мировой войны в борьбе с фашизмом).

Однако все обозначенные форматы не могут быть полностью эффективными без использования ресурсов социальных сетей, особенно в период пандемии коронавирусной инфекции. Тогда в наиболее уязвимом положении оказались среди прочих групп иностранные студенты. Одни из них оказались в условиях самоизоляции без возможности посещать свои страны во время каникул, другие же после поездки домой не смогли вернуться в Россию и вынуждены были продолжать обучение в онлайн-формате. С целью помощи иностранным студентам руководство образовательных организаций, студенческие объединения предпринимали различные меры, задействовав онлайн-ресурсы: от организации адресной помощи по доставке продуктов (сигналы о помощи собирались, в том числе, через соцсети) до организации досуговых интерактивных мероприятий.

Например, в ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» Международный студенческий клуб на своей странице в социальной сети «ВКонтакте» организовывал досуг (например, онлайн-концерты и онлайн-выставки»), распространял важную информацию о проведении выездных вакцинаций или о поиске кураторов для самих иностранных студентов и т.д.

Представленный алгоритм не является исчерпывающим, он может дополняться исполнителями на местах. Работа должна проводиться регулярно, ответственным сотрудникам следует делать акцент на использование интерактивных форматов, учитывающих особенности целевой аудитории.

Поделиться

Полезные ресурсы