Венцель Сергей Владимирович – аналитик Национального центра информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет, г. Ростов-на-Дону.
Статья опубликована в журнале "ОБЗОР. НЦПТИ", номер 1 (28), март 2022.
Обучение иностранных студентов стало сегодня одним из ключевых показателей эффективности образовательных организаций высшего образования Российской Федерации. Однако иностранные студенты сталкиваются с различными проблемами на протяжении всего обучения:
1) социально-психологическая адаптация;
2) языковой барьер;
3) организация досуга;
4) возможные конфликты с другими одногруппниками.
Ограничения, введенные после начала коронавирусной пандемии и затронувшие сферу образования, в том числе, повлияли на жизнь иностранных студентов, значительно обострив ранее обозначенные проблемы.
Отсутствие решений данных проблем может привести к отрицательным последствиям: от вовлечения иностранных студентов в противозаконную деятельность до снижения в других странах привлекательности Российской Федерации как страны с качественным высшим образованием и возможностей обучения в ее образовательных организациях.
Практическая работа по решению обозначенных проблем может стать основой эффективной профилактики распространения деструктивных явлений среди иностранных студентов. Данная работа должна соответствовать ряду требований:
1) непрерывность процесса от поступления иностранца в образовательную организацию до окончания учебы;
2) содержательность мероприятий, использование широкого спектра интерактивных офлайн- и онлайн форматов;
3) наличие необходимых компетенций у специалистов и ответственных за работу (организация работы с молодежью, языковые навыки, работа в социальных сетях).
Как можно выстроить работу с иностранными студентами? НЦПТИ разработал алгоритм с опорой на позитивные практики различных образовательных организаций высшего образования. Данный алгоритм носит рекомендательный характер.
Шаг № 1. Создание объединений, клубов и ассоциаций иностранных студентов.
Цель - ускоренная адаптация иностранных студентов к новой среде. Кроме того, иностранные студенты получат навыки развития студенческого самоуправления, проведения собственных мероприятий и взаимодействия с другими структурами образовательной организации. В работе таких объединений можно использовать форматы мероприятий:
1) мероприятия, приуроченных к определенным национальным праздникам: например, Навруз, китайский новый год и т. д.;
2) спортивные турниры и культурные фестивали;
3) встречи с целью языковой практики;
4) кинопоказы, деловые игры и т. д. Вовлечение российских студентов в такие мероприятия также позволит быстрее интегрировать иностранцев в среду и выстроить дружеские коммуникации между студентами.
Пример позитивной практики «Клуб интернациональной дружбы» — общественная студенческая организация ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова». Участники организации работают в культурно массовой сфере (например, организация экскурсий по Архангельской области), проводят спортивные турниры, занимаются информационной работой (выстраивание постоянной коммуникации между иностранными студентами и органами управления университетом), а также просветительской деятельностью (творческие мастер-классы, тренинги, проектная работа и т. д.)
Шаг № 2. Запуск института наставничества.
Цель - оказание помощи иностранным студентам – первокурсникам со стороны старшекурсников (как российских студентов, так и иностранных, которые обучаются уже несколько лет в России). Иностранным студентам, поступившим в образовательную организацию, требуется адаптационная поддержка со стороны других студентов, предполагающая, в том числе дружеское общение
Пример позитивной практики «Бадди ТюмГУ» — проект ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» по ориентационному и адаптационному сопровождению иностранных студентов. Бадди (студент-волонтер) оказывает студенту иностранцу помощь в течение первого учебного года: от встречи в аэропорту и заселения в общежитии до консультации по учебным вопросам.
Шаг № 3. Проведение интеграционно-адаптационных мероприятий.
Цель - погрузить первокурсников -иностранцев в социокультурную среду образовательной организации, региона и страны в целом.
Пример позитивной практики Интеграционная неделя МГИМО — программа погружения иностранных студентов на русском и английском языках в академическую, корпоративную и социокультурную среду университета. Программа включает вводный инструктаж по образовательному процессу, миграционным вопросам и медицинскому сопровождению, тренинги и мастер-классы по адаптации, а также экскурсии.
Одна из важных задач адаптационных мероприятий — доведение до иностранных студентов норм актуального российского законодательства, в том числе устанавливающего ответственность за участие и содействие террористической деятельности, за разжигание ненависти и розни, а также за участие в деятельности антиконституционного характера. Такие мероприятия следует проводить в начале учебного года с приглашением интересных спикеров (представители общественных организаций, религиозных институтов, национальных общин) в интерактивных форматах — от деловых игр и кинопоказов до немого этюда (когда цель — донести мысли до собеседника без использования слов). При составлении сценария мероприятия организатору важно помнить, что простая демонстрация какого-либо видеоматериала без предварительной беседы и последующего обсуждения или простое перечисление норм законодательства – эффективной формой профилактики не является.
Ответственные за работу с иностранными студентами сотрудники могут подготовить информационно просветительские материалы, содержащие следующие сведения:
1) алгоритмы обращения в необходимые службы образовательной организации по работе с иностранцами, контакты данных служб;
2) внутренние правила образовательной организации высшего образования;
3) выдержки из нормативно правовой базы: миграционные правила, ответственность за нарушение российского законодательства (в том числе антиэкстремистского и антитеррористического);
4) карта города, а также образовательной организации и ее территорий;
5) основные фразы и выражения, которые могут пригодиться иностранному студенту в различных ситуациях.
Примеры позитивной практики: Справочник для иностранных студентов, обучающихся в Российской Федерации. Составитель: БФ «ПСИ-Фонд». Перечень затрагиваемых вопросов достаточно широк: от аренды жилья до культурной адаптации. Подходит для студентов различных университетов.
Шаг № 4. Проведение регулярных конкурсов, форумов и фестивалей среди иностранных студентов.
Цель - раскрытие творческого и профессионального потенциала иностранных студентов. Такие мероприятия могут способствовать приобщению иностранных студентов к культуре народов Российской Федерации, гармонизации межнациональных отношений, профилактике ксенофобии и иных деструктивных явлений экстремистского и террористического характера, а также преодолению негативных стереотипов. Планирование таких мероприятий должно быть системным и заблаговременным.
Примером позитивной практики является проведение ежегодной городской межвузовской олимпиады по русскому языку как иностранному в г. Перми на площадке Пермского государственного аграрно-технологического университета.
Шаг № 5. Вовлечение иностранных студентов на протяжении всего обучения в волонтерские проекты.
Формат полезен тем, что иностранный студент быстрее знакомится с принимающим обществом, заводит новые знакомства, а также получает возможность приобрести новые навыки и знания. Иностранных студентов можно привлекать и к работе кибер-волонтерских организаций, действующих на базе образовательных организаций, по следующим направлениям:
— создание и распространение позитивного контента для профилактики деструктивных явлений (ксенофобия, распространение наркотиков, суицидальный контент, вовлечение в ряды преступных организаций и т. д.) Иностранные студенты могут привлечь общественное внимание к собственным проблемам, получить навыки разработки медиаконтента, выступить коммуникационным мостом между российскими и иностранными студентами. Такой медиаконтент можно создавать как на русском, так и на национальных языках иностранных студентов;
— работа по созданию социальных проектов. Иностранные студенты могут выступить либо инициаторами, либо соучастниками проектов по различным направлениям: от укрепления межнациального и межрелигиозного согласия (например, проект по повышению уровня правовой грамотности других иностранных студентов через тренинги, деловые игры и олимпиады) до сохранения исторической памяти (например, проект по популяризации сведений о подвигах отдельных личностей-соотечественников, совершивших подвиги в годы Второй мировой войны в борьбе с фашизмом).
Однако все обозначенные форматы не могут быть полностью эффективными без использования ресурсов социальных сетей, особенно в период пандемии коронавирусной инфекции. Тогда в наиболее уязвимом положении оказались среди прочих групп иностранные студенты. Одни из них оказались в условиях самоизоляции без возможности посещать свои страны во время каникул, другие же после поездки домой не смогли вернуться в Россию и вынуждены были продолжать обучение в онлайн-формате. С целью помощи иностранным студентам руководство образовательных организаций, студенческие объединения предпринимали различные меры, задействовав онлайн-ресурсы: от организации адресной помощи по доставке продуктов (сигналы о помощи собирались, в том числе, через соцсети) до организации досуговых интерактивных мероприятий.
Например, в ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» Международный студенческий клуб на своей странице в социальной сети «ВКонтакте» организовывал досуг (например, онлайн-концерты и онлайн-выставки»), распространял важную информацию о проведении выездных вакцинаций или о поиске кураторов для самих иностранных студентов и т.д.
Представленный алгоритм не является исчерпывающим, он может дополняться исполнителями на местах. Работа должна проводиться регулярно, ответственным сотрудникам следует делать акцент на использование интерактивных форматов, учитывающих особенности целевой аудитории.